Найти тему
Сретенский монастырь

БЫТЬ ПОДОБНЫМ ПРЕПОДОБНОМУ

Жизнеописатель преподобного Серафима говорит: «Ежели мы с такою заботливостию собираем малейшие рассказы, часто суетные, о полководцах, вельможах, писателях, поэтах и вообще о людях, почему-либо, часто и не по достоинству, сделавшихся известными, то тем бесконечно более должны мы дорожить каждым известием о таких вождях ко благочестию, о таких вельможах Господних, которых вся жизнь была посвящена молитвам о спасении ближних и царства Русского. Много и весьма много таких поучительных примеров богоугодного и назидательного жития остаются в неизвестности… оттого-то иные, не зная всего этого, часто приходят к несправедливой мысли, будто ныне на святой Руси ничего нет доброго и святого, и чрез то, легкомысленно презирая свои непознанные сокровища, всем сердцем прилепляются к чуждым ничтожным знаменитостям… тогда как у нас вся Россия, можно сказать, свидетель жизни таких людей, каков старец Серафим»[1].

У преподобного Серафима есть такие слова: «Мы любим святых, почитаем их, а подражать им не хотим».

В книге «О рае» преподобный Ефрем Сирин взывает: «Умилосердись надо мной, Владыка рая, и если нет мне возможности войти в самый рай Твой, то помести меня, хотя снаружи, вблизи тех пажитей, которые в ограде его». Хотя бы с краю рая быть просили подвижники. И это не умаление их желания попасть в самый рай, а смирение и понимание, что даже при своих трудах они недостойны. Но все мысли их, всё сердце, всё стремление всё равно направлены туда, к Богу и Его Царству. И если бы нужно было, они понесли бы еще большие труды, лишь бы достичь.

Но когда мы говорим: «Нам хоть бы с краю, у стеночки», мы даже ради этого не готовы потерпеть, потрудиться пройти эти шаги по духовному пути, не хотим отрываться от земли, лень вырастить духовные крылья, которые смогут поднять нас к Небесному. Святые сражались за Царство Небесное до крови. Нам же некогда ни Новый Завет открыть, ни поговорить с Богом хотя бы в утренних и вечерних молитвах.

Блаженный Августин говорил про христиан: «Дела Бога не дают им покоя», то есть христианам всегда хочется большего, они стремятся ко всё большей высоте, к вершинам святости. А преподобный Ефрем добавляет: «Блажен, кто трудится, чтоб стать в числе первых! Горе тому, кто не позаботился стать даже последним!»

Господь зовет на пир и дает Царство, а не предлагает быть где-то недалеко, хоть на краешке. Ленью мы занижаем планку нашего призвания, отказываемся от избранности, от приглашения Бога, отказываемся от наследства, отказываемся, как Исав, от первородства за чечевичную похлебку.

Может, и будем с краю, но, видя, что потеряли из-за того, что не утрудили себя, будем кусать локти и страдать о потерянной возможности. Да и тех, кто отказался от приглашения на пир, Господь не садит с краю, а просто не принимает, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22: 14). И пять дев юродивых, хоть и были девами, и немногого им недоставало, лишь масла, но Господь не пустил их, сказал в ответ: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25: 12).

По сравнению с древними святыми, преподобный Серафим очень близок к нам. Помним его слова, что для наследования Царства нам не хватает решимости. Будет решимость, тогда ничего не сможет помешать достичь святости, дойти не до оградки, но до самого Царства.

Серафим означает «пламенный», и нам необходимо это непрестанное горение. Следовательно, нужно постоянно подбрасывать дрова во внутреннюю топку. Какие дрова? Молитвы, чтение Священного Писания, святых отцов, житий святых, милосердие, собирать благодать по каплям и хранить ее.

Как конкретно подражать преподобному? В меру своих сил, подражать его подвигам, жизни, трудам, общению с ближними. Как говорил сам преподобный Серафим, «надобно идти средним путем и давать духу духовное, телу телесное, для поддержания временной жизни потребное… Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим других, но не обленяться и побуждать себя к лучшему».

-2

Преподобный Варсонофий Оптинский, беседуя с духовными чадами, говорил: «Было много людей, угодивших Богу, читайте жития святых, особенно жития преподобных (преподобный – это человек, исполнивший заповеди). Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Преподобные очистили душу и освятили ее так, что она по всем свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем в математике. Один треугольник маленький, другой – большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож, или подобен, большому; подобен, но не равен. И в природе мы часто сталкиваемся с подобием предметов. Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными. Раньше их жизнеописаниями интересовались, теперь эти книги основательно забыты, к великому нашему несчастью».

К великому нашему несчастью, мы и теперь житиями святых не интересуемся. Мы всем занимаемся, всё нам интересно: и что в мире, и что в стране, и что у соседей, и что у других, – на всё время находится. А новости Небесного Царства, жизнь его жителей нас как-то не особо занимает, как там живут и как туда попасть. Забываем, что кроме всего земного есть еще Бог, вечное Небесное Царство и есть вечные муки запоздалого раскаяния. Преподобные, насколько могли, уподоблялись Богу, и нам, сколько можем, надо бы уподобляться святым.

-3

Преподобный Серафим, вообще святые – это такие же, как и мы, люди. Для этого и прославляет Церковь угодников Божиих, чтобы показать, чего мы можем достичь и что мы теряем. Преподобный Серафим – образ святости русского народа. К нему нам нужно стремиться. Такими мы можем и должны быть.

Аминь.

[1] Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлеченные из записок ученика его. 1844.

Иеромонах Спиридон (Дорош)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм