Героиня этого материала сама пришла в редакцию, чтобы сказать всем огромное спасибо.
Это интервью далось корреспонденту нелегко. То и дело клавиатура компьютера «плыла» от слёз, хоть рассказ хрупкой женщины Светланы Зайцевой (на фото), приехавшей из Луганской области, и был наполнен любовью к людям
Светлана не сетовала на судьбу и не жаловалась на обстоятельства. Она благодарила. Много добрых слов сказала она в адрес новороссийцев – людей, которые ей помогли.
Этот приезд в наш город для Светы третий по счёту. Первый раз судьба забросила её сюда в лихие девяностые, на заработки. Во второй раз, когда на родине в 2014 году начали рваться снаряды, она переехала к подруге в наш город переждать немножко. Сейчас женщина проводит здесь отпуск.
Тёплые сердца
– У меня странное ощущение, – призналась она, – я и у себя на родине теперь не чувствую, что нахожусь дома, и здесь себе места не нахожу. Я словно «зависла» между Луганской областью и Новороссийском.
А раньше в жизни Светланы всё было очень понятно.
– Я родилась в Луганской области, в городе Красный Луч, но почему-то украинцы называют его Хрустальный. Это шахтёрский городок с довольно высоким уровнем жизни, таким он был в советское время. Мои родители – промышленники. Мама трудилась техником-технологом в экспериментальном цехе, папа на этом же заводе дорос до одной из руководящих должностей. Одно время швейное предприятие активно трудилось на Канаду, поставляя туда готовые костюмы и рубашки.
Я же работала в общепите, а когда вышла замуж и родила первую дочку, грянули непростые времена. Рестораны, кафе закрывались, выживать было сложно, и я рискнула, приехав на заработки в Новороссийск.
Где работала? Да где я только не работала! – восклицает Светлана. – И буфетчицей на разных стройках, и на рынке торговала. Познакомилась с замечательными девочками: Леной Приминой и Нелли Магдановой, жила то у одной из подруг, то у другой, причём совершенно бесплатно. Потом за дочкой съездила. Нередко слышала, как приезжие люди нелестно отзывались о кубанском гостеприимстве. Дескать, сложный здесь народ. А я так наоборот считаю. Таких радушных людей, как новороссийцы, в жизни своей не встречала! Я это и у себя на родине всем говорила, когда вернулась домой и купила, наконец-таки, свою собственную квартиру, которую стала обставлять, вить своё гнездышко с любовью и со вкусом. В 2007 году родилась ещё одна дочка, жизнь налаживалась.
Ветер перемен
– Но вот грянул 2014 год. И с ним взрывы, которые мы слышали постоянно, – продолжила свое повествование гостья. – Что я чувствовала? Это сложно описать словами. Вот я вижу хвост летящей ракеты, и кажется, что наблюдаю за этим со стороны. Мой мозг сам в это время набрасывает миллион мыслей: где мои дети? Как родители? Их не зацепит? Куда упадет эта ракета? Тело как будто цепенеет, а губы шепчут молитву. Сами. У меня подобное «раздвоение» до сих пор бывает. Вот шла сюда, в редакцию, думала, сейчас столько всего расскажу, а теперь не знаю, что говорить, и забываются целые фрагменты жизни, будто кто-то их из памяти стёр. В общем, с тех пор, как все эти страшные события начались, в моём «компьютере», – Светлана выразительно потирает виски, – начались сбои. Наверное, всё это нервы.
– Светлана, как вы решились во второй раз приехать в Новороссийск?
– Это моя подруга Леночка настояла. Мы в «Одноклассниках» общались. И вдруг письмо от неё летит: «Ты чего там сидишь? Приезжай, умоляю! Тарелка супа для тебя и девочек всегда найдётся». Это её любимая, кстати, фраза, – моя собеседница вытирает слезы. – Все мои девочки-подружки – это ангелы, которые живут среди нас.
Лена с мужем Димой встречали меня и девчонок на вокзале как королеву. Помогли устроиться на работу на одну из баз отдыха в Южной Озереевке. Я ведь как думала, что все эти события у нас на родине ненадолго. Вот и рассчитывала лето 2014 года на базе поработать. Но вышло всё совсем не так. Мой муж военный, попал в плен к украинцам. Я долгое время о нём ничего не знала. А мы в итоге остались здесь на долгих четыре года.
Лена каждый раз приезжала с полными пакетами: рис, гречка, йогурты для девчонок, ушные палочки, вата – её «тарелка супа» разрасталась до невероятных объёмов. Когда пришла пора младшую дочку Надю готовить к поступлению в первый класс, нас приютила мой второй ангел – Нелли, взяла к себе в однокомнатную квартиру. Когда проходили с Надей медосмотр перед школой, подошла ко мне в поликлинике девушка в белом халате. «Вы из Луганска? – спрашивает. – А у нас дом есть отдельный. Можем пустить вас пожить».
Так у меня появился ещё один ангел. Евгения Сильнова, чья семья отдала нам в распоряжение целый дом.
Наутро, не успели мы осмотреться, все люди кругом узнают, что приехала женщина из Луганска. Несли буквально всё, чем могли поделиться: постельное бельё, полотенца, ведро картошки, посуду. Каждый счёл своим долгом хоть как-то нас одарить. Ведь начинать хозяйство с нуля очень непросто. Даже ту же иголку и нитки надо где-то взять! Но для меня не это было главной «головной болью». Я осознала, что для меня брать гораздо тяжелее, чем отдавать. Было неловко оттого, что все эти люди делились со мной, даже не зная меня.
Одним из первых, помню, пришёл сосед Сергей Павлович. Он рассказал, что в прошлом из-за боевых действий тоже покинул свой дом, поселился здесь, и люди помогли ему так же, как он сейчас помогает мне. Сейчас кажется, что двери дома так и не закрывались, люди шли и шли. К сожалению, я не могу назвать всех поименно. Но вот школьные учительницы дочки Надежда Петровна Маринович, Людмила Николаевна Майдибор, учитель английского языка Алла Ахатовна Забровская и директор школы Ольга Николаевна Кумпан надолго пополнили отряд наших ангелов-хранителей.
Так же, как и Станислав и Ирина Сильновы — родители Женечки, Ирина Тешева. Благодаря им у нас всегда были отборные свежие фрукты, овощи с грядки, всё самое лучшее. Все эти люди не дали мне почувствовать, что я нахожусь на чужбине. Они поддерживали и сочувствовали.
Тогда ещё я не знала, что муж мой жив, что он вернётся. Те четыре года, что я здесь жила, супруг провёл в плену в ужасных условиях. Все переживания о нём впитала буквально кожей, у меня началось аутоиммунное заболевание. Так организм среагировал на стресс.
Счастливые дни
Среди бессонных ночей, тревог за родных и близких было, несомненно, много счастливых моментов. Главный из них – старшая дочь Карина встретила в Новороссийске свою судьбу. Зять Лёша увёз молодую жену к себе на родину, в Оренбург, сам помогал с оформлением документов, все хлопоты, все приготовления к свадьбе взял на себя. Предложение сделал красиво: стоял под балконом с кольцом и букетом цветов. На Урале у молодых родилась дочка. Это большая радость.
Младшая дочка Светланы Надя свою начальную школу вспоминает как самое прекрасное время. Девочка участвовала во всех-всех школьных мероприятиях: танцы, конкурсы, кружок лепки, экскурсии. Подруга Нелли, работник культуры, всегда отвечала за «программу выходного дня», а на день рождения придумывала и воплощала в жизнь целые сценарии тематических вечеринок.
– На Новый год к нам всегда приходил Дед Мороз. Опять же от тети Нелли. И все это с такой щедростью, с такой любовью, – не устает благодарить гостья.
– Светлана, почему вы решили вернуться домой?
– Я хотела быть со своими родителями и на своей земле. Мои мама и папа – пенсионеры, люди немолодые и не совсем здоровые, им нужна поддержка и помощь. Своего родного города я не узнала по возвращении. Думала, сейчас увижу всех друзей-подруг. Но почти никто не вернулся, все осели в России. А кого-то и нет в живых из моих земляков.
Сейчас нам сложно жить и сложно выживать.
В моей шкале ценностей поменялось всё: если раньше я беспокоилась за ремонты, обстановку и обустройство быта, то сейчас я осознала, насколько всё это играет мизерную роль. Для меня важны не мебель и вещи, а совсем другое. Я мечтаю о том, чтобы люди повернулись друг к другу лицом и поняли, что самое ценное на свете – это человеческая жизнь.
Мы встретились со Светланой накануне отъезда её и дочки на родину, в Луганскую область. Света провела здесь отпуск, всего две недели. За это время она в очередной раз восхитилась добротой новороссийцев, теплотой их сердец, широтой души.
«Зачем вы меня фотографируете?» – удивлённо спрашивала наша гостья, я же пришла в редакцию, чтобы сказать спасибо моим ангелам, вот их фото и надо разместить.
И Светлана Зайцева ещё раз поблагодарила Ольгу Кумпан, Людмилу Майдибор, Евгению Сильнову, Екатерину и Владимира Ветровых, Ирину Тешеву, Елену Примину, Нелли Магданову, Олесю Литовченко, Станислава и Ирину Сильновых, Надежду Маринович и всех, кто ей помогал.
Виктория Николаенко