В Израиле с 1 августа случилась транспортная реформа. Кардинально изменился алгоритм расчета стоимости поездок. Это может быть очень выгодно туристам. Дело в том, что всю страну поделили на зоны и билеты будут не из точки А в точку Б, а за поездку внутри одной зоны, либо за пределы зоны. Примерно, как в некоторых европейских метро. Кроме того, появились суточные и месячные проездные как внутри зон, так и за пределы. Причем по очень доступным ценам. Например, если вы остановились в отеле в Хайфе, то можете купить месячный проездной за 225 шекелей и ездить куда угодно и сколько угодно раз внутри 70 километровой зоны. А это вам и Назарет, и Тверия, и Цфат и Кейсария и Нетания. Тоже самое, только подороже при поездках до 120 километров, 225 километров и свыше 225.
Из минусов прежде всего явные недоработки в разъяснительной деятельности для пассажиров. Новая реформа стартовала вчера, но большинство жителей не могут понять что к чему. Например, от какой точки измерять условные 70 километров? От места вашей посадки в автобус, или от центра города? Или как измерить где выходить, чтобы не оказалось что вы проехали вместо 70 километров, скажем, 75 и вас поймал контролер. Измерять по навигатору, спрашивать водителя чтобы напомнил где закончатся ваши километры? Непонятно.
Есть также нюансы, где вы впервые "отобьете" свой проездной. Например, у вас на 225 километров - если его впервые провести в центре страны, скажем в Тель-Авиве, вам будут доступны поездки и на юг и на север, а если на Севере, скажем, в Хайфе, то до поехать на автобусе в Эйлат на Красном море вы не сможете, да и до границы первой тарифной зоны тоже - она заканчивается на 226-м километре, как назло.
Еще реформа гласит, что жителей периферийных районов (вне Гуш-Дана, Центрального, Иерусалимского и Хайфского округов) будет доступен региональный проездной для поездок в радиусе 40 километров стоимостью 99 шекелей в месяц. Это тоже многим не понятно (включая меня), поскольку что именно считать "периферией", а что считать мегаполисом? Для одного человека его родная Афула это центр мира, а для для другого Тель-Авив деревня. Четких пояснений тоже нет.
Поэтому, предвижу многочисленные конфликты с контролерами, недопонимания, ошибки и так далее. Но когда система в полную силу заработает, то люди постепенно поймут что к чему.
Вот я сейчас переживаю, какой мне билет покупать из Эйлата на Красном море в Беер-Шеву? По обычному и привычному тарифу 55 шекелей, или по новой системе "до 225 километров" за 27 шекелей. Но! Смотря по какой дороге поедет автобус. Если через Димону, то выйдет 233 и получается, я нарушу правила тарифа. Но если через Мицпе Рамон, то укладываюсь. Понятия не имею, как правильно поступить, но буду надеться, что контролер не возникнет в последние 10 "спорных" километров пути.
Но, как говорят мои друзья, стоит ли страдать из-за каких-то 27 шекелей, когда килограмм мороженого уже стоит 100!