День рождения — грустный праздник, особенно когда тебе уже 30, прошла половина жизни, а ты ничего ещё не сделал и не добился. Впрочем, в этом день я хотя бы могу написать ещё одну статью.
Не секрет, что сейчас наше образование переживает не лучшие времена. Огромное количество проблем, с которым сталкиваются как учителя, так и ученики и их родители, заставляют ломать голову — а как нам быть? И наши власти вроде бы нашли решение: нас спасёт цифровизация и высокие технологии, которые приведут нас и наше образование в светлое будущее! Из уст чиновников это звучало многообещающе, но на деле же тяга к светлому будущему обернулась провалом и головной болью как для простых учителей, так и для учеников.
Сперва о предыстории проблемы. Впервые о цифровизации нашего школьного образования я услышал во времена президентства Дмитрия Анатольевича Медведева. Будучи любителем высоких технологий и новшеств, он много раз повторял, что России сейчас отсталая, а это надо срочно исправлять, в том числе и за счёт тех самых технологий — компьютеров, интернетов и прочего такого модного и современного.
Медведеву много раз намекали, что без соответствующей экономической базы в стране (то есть, производства тех самых технологий), ничего не получится — нельзя подымать 50-килограмовую штангу, будучи не в силах поднять килограммовую гантель — но вряд ли Дмитрий Анатольевич это слушал. Вскоре появились «Сколково», нано-центры и прочее всякое модное и научное. Практическая польза от всего этого добра была почти никакой, но зато теперь формально можно было сказать — в России теперь тоже есть высокие технологии.
Примерно в это же время (первая половина десятых) было обещано, что наше школьное образование станет высокотехнологичным и цифровым, и даже создали под это дело федеральный проект! Первым шагом в этом деле стало обещание провести во все школы страны высокоскоростной интернет, а уже через год-два властями пафосно было доложено, что обещание выполнено, быстрый интернет есть в абсолютно всех школах, первый этап пройден и теперь мы можем двигаться к светлому будущему.
На практике же всё оказалось иначе:
- в городских школах интернет есть (хотя с вероятностью 99% он был и до обещаний);
- а вот в сельских школах интернет есть или в гомеопатических дозах (один компьютер с интернетом в учительской, и то медленным), или его нет вообще. И с этим «нет вообще» я лично столкнулся и работал ещё в 2020-2021 году, хотя Дмитрий Анатольевич говорил про всеобщее подключение ещё в 2007 году.
Таким образом, всё опять же пришло к тому самому формализму — по бумагам всё есть, а на деле ничего нет. Но власти об этом не задумывались, поэтому без особой опаски и с уверенностью, что наша школа — современная и технологичная, отправили всех на дистанционное обучение весной 2020го...
Что было дальше, думаю, напоминать не стоит. Там, где интернет был, от перегрузки легли все сервера с цифровыми дневниками и электронными ресурсами. Там, где интернета не было, учителя и ученики общались чуть ли не почтовыми голубями и шли на невероятные хитрости, чтобы хоть как-то работать и учиться.
Вот так мгновенно разрушился песочный замок нашего современного и высокотехнологичного школьного образования. Не знаю, понёс ли кто ответственность за ложь, но я уверен, что без основы и базиса (того же интернета) двигаться к чему-то более сложному и высокому просто невозможно — высок риск споткнуться и разбить себе нос.
Может нам надо начинать с чего попроще? В советской школе не было компьютеров, интернета и цифровых досок, но наука и образование были одними из лучших в мире и имели очень высокий авторитет за рубежом. Сейчас же в наших школах полно проблем (например, жуткая нехватка учителей или ужасные и непродуманные учебные программы), и для их решения не нужна высокотехнологичная и дорогая игрушка в школьном инвентаре. Сперва надо решать более простые и насущные проблемы и уже потом переходить к сложному, иначе нас снова ждёт закономерный провал.