Я сейчас выскажу явно непопулярное в среде настоящих кинематографических критиков (которым я не являюсь) мнение - а именно, что "Семь Самураев" Акиро Куросавы хуже, чем "Великолепная Семёрка" Джона Стёрджеса. Возможно, свою роль здесь играет тот факт, что "Великолепная Семёрка" адаптирована под западного зрителя и более понятна с культурологической точки зрения. А возможно, тот факт, что "Семь Самураев" длится три с половиной часа.
Нет, я действительно считаю, что "Семь Самураев" - прекрасный фильм. Шедевральный, эпический, чрезмерно затянутый и изобилующий отсылками к японской средневековой культуре, которые я не понимаю. Практически пьеса в театре "кабуки", спонсированная местным министерством культуры и "фондом кино". С другой стороны, с кинематографической точки зрения, как мне кажется, фильм всё-таки не удался.
Стёрджес смог не просто адаптировать философскую драму к реалиям "Дикого Запада" - он ещё и превратил её в роскошный, динамичный боевик. Великолепные кадры и режиссёрские находки Куросавы, которые в его фильме для обыкновенного зрителя смотрятся бледно - в фильме Стёрджеса начинают играть яркими красками и практически сразу врезаются в мозг, как, например, сцена с ловлей рыбы в ручье.
И сдаётся мне, что совершенно не случайно "Великолепная Семёрка" получила разгромные рецензии со стороны всех ведущих критиков, а Тарковский вообще назвал фильм "скучным и предсказуемым". И точно так же не случайно, что вестерн Стёрджеса вышел в лидеры кинопроката и в США и в СССР, а также получил номинацию на "Оскар" и в итоге был включён в Национальный Реестр Фильмов США за "культурную и историческую значимость".
А всё почему? А потому что к чёрту всех вот этих вот претенциозных зазнаек-критиков, которые считают, что понимают, как должно быть лучше. Они умудрились "проглядеть" столько прекрасных картин, которые в итоге стали общепризнанной классикой и повлияли на формирование кинематографа в целом. И в то же время возвели в ранг святынь фильмы, которые никто, кроме студентов кинематографистов не смотрел и больше не посмотрит.
Критики не просто узко образованы - они ещё и не объективны. Для них бренд имеет даже большее значение, нежели для обычного человека. Тарковский, Феллини, Куросава... И сразу же пошли ассоциации - бокал вина, мыслительный процесс, вечерний приём у местной аристократии... Элитаризм ,как он есть. А мы живём в эпоху эгалитаризма - равноправия и равнодоступности.
Так что мораль сей басни такова: "И вот когда вся стая полетела зимовать на юг, одна маленькая, но гордая птичка сказала: "Лично я полечу прямо на солнце". Она стала подниматься все выше и выше, но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья. Так выпьем же за то, чтобы никто из нас, как бы высоко он не летал, никогда не отрывался бы от коллектива!" (с) Кавказская Пленница.