Когда доисторические люди создавали первые произведения искусства на стенах пещер, они использовали природные краски, которые находили вокруг себя. Почти все ранние наскальные рисунки были выполнены черным или темно-красным цветом.
Со временем люди поняли, как создавать новые цвета, и стали использовать их в своем творчестве. Однако некоторые цвета было очень трудно получить, и те, кто умел это делать, становились сказочно богатыми.
Узнайте больше о цветах древнего мира и о том, как наши предки разрабатывали красители и получали новые краски.
Первым автором произведения искусства, созданного человеком, мог быть кто-то, кто взял горящую палку из костра и нацарапал ею изображение на камне. Черная сажа костра была первой краской для первой формы искусства.
Если вы когда-нибудь рисовали что-то обугленной палочкой на скале, то, возможно, поняли, что это не очень долговечное творение. Первый же хороший дождь смоет все его следы.
В конце концов, во время очередной посиделки у костра кто-то смешал древесный уголь с животным жиром недавней добычи и создал нечто более устойчивое. Когда этим веществом рисовали в пещере, оно не смывалось. Это был своего рода первый в мире цветной пигмент.
Эти наскальные рисунки углем до сих пор можно увидеть во многих уголках мира.
Однако, если вы когда-нибудь видели наскальные изображения, то могли заметить, что чаще всего используется не черный цвет. Красновато-коричневый цвет, которым выполнено большинство наскальных рисунков, называется охра. Охра бывает разных цветов, включая оттенки желтого, красного, оранжевого и коричневого.
Охра также известна как минерал гематит, который на самом деле является одной из форм оксида железа, или, в просторечии, ржавчины. Охра встречается по всему миру, и поэтому мы можем найти рисунки охрой почти везде, где жили люди. Мы встречаем их в Амазонии, в Австралии, в Европе, в Африке и в Азии.
Другим примитивным цветом, который использовали ранние художники, был белый. Его можно найти в таких веществах, как мел, или карбонат кальция.
Красновато-коричневый, черный и белый - довольно примитивная палитра цветов.
С развитием сельского хозяйства у человечества появилось разделение труда, что позволило людям специализироваться. Это позволило создать армии, жрецов, чиновников и, конечно же, художников. Люди начали добывать все больше цветов из природных материалов. Найти эти цвета было сложнее, чем жженое дерево и гематит.
Был открыт гораздо более глубокий красный цвет в виде вермильона или киновари. Киноварь известна как сульфид ртути, и она очень токсична. Если вы когда-нибудь слышали что-то о древних ртутных шахтах, то они добывали не жидкий серебристый металл. Они добывали киноварь.
Самое древнее известное применение киновари зафиксировано в Турции и произошло это почти 9 000 лет назад.
Насколько мы можем судить, синяя краска была впервые получена в Древнем Египте. Египтяне создали так называемую египетскую синь, которая в химии известна как силикат меди кальция. Этот пигмент, получали из смеси кремнезема, извести, меди и щелочи.
Египетская синь - это скорее светло-синяя краска, чем глубокий синий цвет.
Были открыты и другие синие цвета. Самым популярным, вероятно, был индиго, который получали из одноименного растения семейства бобовых из Индии. Его использовали греки и римляне, и он используется до сих пор. Индиго - это цвет синих джинсов, более насыщенный, чем синий египетский.
Использование индиго привело к тому, что египетская синь на несколько столетий вышла из употребления, но позже, в эпоху Возрождения, она была открыта вновь.
Похожий тип синего цвета был также получен в Америке и известен как Maya Blue.
Азурит - еще один синий цвет, который использовали египтяне. Это очень глубокий синий цвет минерала медная лазурь, но его найти гораздо труднее, чем такой пигмент, как индиго.
Желтый цвет обычно получали из растения шафран. Он выполнял двойную функцию - был специей, а также красителем.
Вы, наверное, заметили, что есть несколько основных цветов, которые еще не названы.
Один из цветов, для которого не было доступного и простого способа добычи - зеленый. И это очень странно, учитывая, сколько зеленого цвета существует в мире в виде хлорофилла растений.
Египтяне для получения зеленого цвета использовали малахит, а греки также получили вещество под названием вердигрис, которое образуется, если погрузить медные пластины в сосуд с горячим уксусом и герметично его закрыть.
Однако ни то, ни другое не было действительным темно-зеленым. Зеленый цвет часто создавался путем смешивания желтого и синего.
Был еще один очень редкий цвет. Он был настолько редким и дорогим, что именно он послужил стержнем этой статьи.
Фиолетовый.
В природе не так уж и много фиолетового цвета.
У китайцев был цвет, известный как Ханьский пурпур, но на самом деле он не был пурпурным. Это был просто очень темный синий цвет. Это была разновидность глубокого азурита, который походил на тот, что использовали египтяне.
Настоящий пурпурный краситель создали финикийцы по меньшей мере 3500 лет назад.
Секрет пурпурного красителя заключался в использовании железы хищных морских улиток семейства мурексов. Разные виды улиток давали разные оттенки фиолетового.
Эти улитки водятся в восточной части Средиземного моря, а основным местом производства был финикийский город Тир, который сегодня находится в Ливане. Название этого пурпура - тирский пурпур, но его также называли королевским пурпуром, имперским пурпуром и финикийским пурпуром.
Его ассоциация с императорской властью возникла из-за того, что этот краситель был настолько дорог в производстве и редок, что позволить себе его могли только монархи.
Изготовление пурпура являлось самым прибыльным промыслом Финикии и велось с большим размахом, о чём свидетельствуют сохранившиеся отходы производства. Так, в окрестностях города Сайды в 1864 году была найдена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков. Она простиралась на 120 метров в длину, а в высоту достигала 8 метров. По подсчётам исследователей, здесь содержалось свыше 200 тысяч кубометров раковин.
Главными центрами пурпурной промышленности стали Тир и Сидон, но самыми красивыми и качественными считались ткани из Тира - их можно было стирать и подолгу носить, краска не линяла и не выгорала на солнце.
Тирский пурпур ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости красителя. Из 1 килограмма сырья после выпаривания оставалось всего 60 граммов красящего вещества. А для окраски 1 килограмма шерсти требовалось примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть более 3 килограммов красителя-сырца. Чтобы получить такое количество красителя, нужно было добыть более 30 тысяч моллюсков.
Вот почему пурпурные ткани всегда оставались предметом роскоши.
Так, в Риме во времена правления императора Августа килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2 тысячи денариев, а при императоре Диоклетиане в 301 году н. э. его цена поднялась до 50 тысяч денариев.
Много это. или мало? Достаточно знать, что при правлении Юлия Цезаря годовое жалование легионера составляло 225 денариев.
Пурпурный шёлк стоил ещё дороже - 150 тысяч денариев за фунт.
В Древнем Риме магистраты (высшие сановники) надевали тогу претекста, которая представляла собой белую ткань с пурпурной каймой. Полководцу-победителю в день его триумфа полагалась тога picta, которая представляла собой пурпурную тогу с золотой каймой.
В конце концов, были приняты законы, запрещавшие носить пурпур всем, кроме императора.
Пурпурный цвет даже стал синонимом императорской власти. Надеть пурпур означало возвыситься до положения императора. Считалось, что ребенок императора рождается в пурпуре.
Создание пурпурного красителя было тщательно охраняемым секретом. Нужно было собрать тысячи улиток, затем извлечь их из раковин и удалить крошечную железу. Сок железы помещали в чан и оставляли под солнечными лучами, где он менял цвет.
Чтобы получить фиолетовый цвет, процесс нужно было остановить в нужный момент, иначе он превращался в красный и терял ценность.
В целом, древний мир был гораздо более красочным, чем думают многие. Руины, которые мы видим сегодня, имеют тот же цвет, что и камень, из которого они были когда-то созданы. Парфенон в Афинах белый, а храмы в Египте имеют бежевый цвет песчаника.
Однако в период своего расцвета все эти здания были ярко раскрашены. В основном это были простые, основные цвета, такие как красный, синий, желтый, белый и черный, и еще немного сусального золота.
Если вы внимательно присмотритесь к некоторым памятникам, то все еще сможете увидеть следы оригинальной окраски. Например, в храме Ком Омбо в Египте можно увидеть, что часть потолка была наиболее защищенной от внешних воздействий частью здания, и здесь сохранился первоначальный цвет.
Более того, все белые мраморные римские или греческие статуи, которые вы могли видеть в музее, тоже почти всегда были окрашены. Когда их обнаружили или заново открыли в средние века и в эпоху Возрождения, все краски были стерты временем и стихиями, поэтому считалось, что они должны быть белыми. Однако позже были найдены некоторые статуи с оригинальной окраской, а на многих статуях можно было обнаружить очень мелкие частички краски в трещинах мрамора.
Сегодня мы не особо задумываемся о цветах. У нас есть все цвета, которые только можно придумать, в виде красок и красителей. Однако тысячи лет назад красители и пигменты представляли собой действительно большую ценность, учитывая, насколько сложно было их производить.
С тех пор как человек впервые приложил свою руку к стене пещеры, цвет стал важной составляющей культуры человечества.