Часть четвертая.
Мая готовилась к возвращению Лии из лагеря. Купила торт, приготовила вкусный обед. На площади, где ждали транспорт с детьми, было многолюдно. Наконец вереница автобусов показалась из-за поворота. Мая искала автобус второго отряда. Вдруг она увидела в окне лицо Лии.
Девочка прощалась с друзьями, с рыжим веснушчатым пареньком дольше всех. Они договорились встретиться на следующей неделе.
После обеда Мая попросила Лию присесть, она сказала, что нужно обсудить, как они будут жить дальше.
Видно было, что Лия не знает как себя вести. Тетка не кричит, ничего не требует, ведет себя спокойно и ласково. Мая допила чай, затем спросила:
- Лия, расскажи мне о себе. Что ты любишь кушать, носить? Есть ли у тебя хобби, какую музыку любишь? Какие предметы из школьной программы тебе нравятся больше всего?
Лия ждала чего угодно, ультиматума, требований, условий. А тут ее спрашивают про нее. Неожиданно. Заметно было, что девочка нервничает.
- Ну, расскажи - не стесняйся, я же должна знать, что тебе готовить, о чем говорить...
Лия помолчала, а потом подумав начала:
- Тетя Мая, я ем все что дадут, потому что после смерти отца бывали дни, когда еды не было вообще. Если бы не папины родители, не знаю, как бы я выжила. Учиться я не люблю, предметов любимых нет. В школе никто и ничего вам обо мне хорошего не скажет. Я играю в школьной баскетбольной команде, несколько раз мы занимали в городе призовые места. Люблю «ужастики» смотреть и музыку слушать. Правда, плеер сломался, а нового мама не купила. Я просила подарить мне гитару, хотела научиться играть. Но какая там гитара, когда все так ....
Лия замолчала, а Майка ничего не могла понять, что творится в голове у этого подростка.
- Послушай Лия. У меня к тебе несколько просьб и предложений. Завтра нам нужно пойти по магазинам и купить школьную форму, обувь и принадлежности к школе. Я посмотрела у тебя действительно мало одежды. Похоже, ты из всего выросла. Я готова купить тебе гитару и записать на обучение. Но встречно прошу тебя никогда мне не лгать. Неважно маленькая ложь, большая, меняет она дело или нет. Всегда говори правду... Если что – то натворила, приди и скажи, будем вместе думать, как выходить из ситуации. Если есть проблемы в школе, не понимаешь материал, не знаешь, как выполнить задание – спроси меня. Я с удовольствием помогу. Пожалуйста, постарайся сделать все, чтобы я смогла тебе доверять. Пожалуйста, мой за собой посуду, постарайся не раскидывать вещи по дому, соблюдай везде порядок. Давай сходим в церковь, ты ведь "крещеная". Исповедуйся и причастись и забудь все плохое из прошлой жизни. Это все о чем я хотела тебе сказать.
Майка замолчала, а Лия кивнула и пошла обживать новую комнату.
Однажды, возвращаясь домой с работы, Майка заметила в прихожей мужские кроссовки, а из комнаты доносились звуки песни под аккомпанемент гитары. Лия вышла, следом за ней появился все тот же рыжий парень. Девочка представила своего гостя:
- Мая, это Илья. Мы вместе были в лагере. Он учит меня играть на гитаре.
Мая кивнула и занялась приготовлением ужина. Илья отказался остаться на ужин, заторопился домой.
Тетка за столом заметила:
- Лия в четырнадцать лет рано ещё заводить серьезные отношения с мальчиками, будь осторожна. Аборты тоже дело опасное.
Лия спокойно выслушала и уверила тетю, что у Ильи всегда есть с собой средства защиты, а после засмеялась и ответила:
- Мы пока до этого не дошли, но буду иметь в виду твоё предупреждение тетушка. Он знает про это, ведь ему уже шестнадцать.
Ее смех напоминал Майке смех покойной сестры. Наверное, именно им она сводила мужчин с ума. И Лия тоже не лишена очарования.
Учебный год начался с проблем. В первую неделю Лияя получила три "двойки" и "кол". Классная руководительница вызвала Маю в школу.
Преподаватель сыпал на Маю обвинениями в адрес Лии. Главная претензия в том, что девочка не слушает на уроке и, остальным учиться не дает. Ей наплевать, что другим нужно получать знания и поступать в университет. Племянница не делает домашнее задание, постоянно препирается с учителями. В первый раз Мая была не виновата, а ей было стыдно так, что она была готова провалиться под землю.
Вечером Лия сидела в своей комнате и что – то рисовала. Мая вошла, заметила, как девочка прячет от нее рисунки. Потом Лия повернулась и попросила:
- Ну, давай тетя Мая рассказывай мне, какая я плохая. Что другие дети лучше, талантливее и трудолюбивей и их родителям приятно получать благодарности за воспитание... В кого я такая уродилась и так далее... Можете даже стукнуть меня пару раз, чтобы было легче пережить пять минут позора в беседе с нашей классной. Вдруг полегчает.
- Лия, покажи, что ты рисуешь... Пожалуйста. – Попросила Мая и протянула руку за листками.
На альбомных листах расположились мелкие рисунки могил, крестов и чудищ. Надписи в стиле "любовь и кровь. Короче вся буря юношеских страстей. На других листках были модели одежды. Мае понравились рисунки. Она неожиданно спросила у Лии:
- А ты бы не хотела учиться рисовать, вроде как у тебя талант.
Лия ждала чего угодно только не такого вопроса. Она тряхнула головой и ответила:
- Пожалуй, хочу, а можно? У нас есть на это деньги?
Майка дакнула и сказала, что поищет подходящую студию.
Выходя из комнаты Лии, Мая сказала:
- Лия, я не требую, чтобы ты стала отличницей, но не мешай заниматься другим детям, не хами учителям. Просто постарайся быть достойным человеком, уважай старших. Я не прошу невозможного.
Первая четверть прошла спокойно, больше Маю в школу не вызывали. За плохие оценки она не ругала Лию, а просто спрашивала, в чем причина. Лия ныла, что предмет не интересен, что учителя придираются и это ей в будущем не понадобиться. Майка слушала и иногда, чтобы исправить двойку или единицу, помогала Лии. Объясняла материал, решала задачи, учила вместе с ней параграфы.
Лия с удовольствием три раза в неделю посещала художественную студию. По оценкам ниже «хорошо» не опускались. В основном за свои работы Лия получала «отлично». Рисование вытеснило из ее жизни даже Илью с гитарой. Его место занял преподаватель из изостудии Егор Сергеевич. Лия могла часами рассказывать о нем, о занятиях. Короче, она влюбилась. Этого никто не знал, потому что только Мае племянница рассказывала об успехах в рисовании. А Мая постоянно напоминала Лии о благоразумии. Она ценила доверие племянницы. Иногда страшилась лишнее слово проронить, чтобы не спугнуть. В подарок на Новый год Лия попросила кучу всяких принадлежностей для рисования и, если будет возможность, новый плеер.
Жалобы из школы прекратились, по всем предметам была одна и та же отметка «удовлетворительно», но и это было уже хорошо. Лия по-прежнему играла за школу в баскетбол. А в свободное время ходила с друзьями в кино, на любимые ей «ужастики».
Тетя понимала, что племянница не поступит в ВУЗ – это ей не по силам. Зато она предложила ей пойти учиться в местный техникум легкой промышленности на специальность «конструирование и пошив одежды». Вместе они сходили на «День открытых дверей» и договорились готовиться к поступлению в это учебное заведение.
Лия действительно была сложной девочкой. Много Майке потребовалось терпения, чтобы приучить ее к порядку, к спокойной манере разговора, к правдивости. Мая понимала, что Лия может временами ей и не лжет, просто что – то утаивает. Почему-то Мая всегда была на стороже рядом с Лией. Она не могла объяснить, но ощущение неприятности не покидало ее. Может так и чувствуют себя все матери, у которых сердце болит за детей. Но я ведь не мать. Так думала Майка.
На встречу Нового года Мая купила путевку для них с Лией в местный санаторий. На семейном Совете решено было прикупить каждой по праздничному платью и костюму для катания на лыжах.
Продолжение следует.