Прописывая персонажа, и не одного, а нескольких, вы столкнетесь с проблемой ансамбля. Пять или десять героев вашего фильма будут постоянно встречаться друг с другом в разных сочетаниях, их судьбы и линии поведения будут скрещиваться.
Соседство в одном кадре даже только двоих персонажей — сложная проблема. Оно не может быть случайным.
Двое в кадре — это не просто один плюс один, а что-то гораздо более сложное, чем простая арифметика. Конечно, их столкнет сюжет, разработанный в сценарии, придуманные вами психология, мизансцена. Вы постараетесь так подобрать исполнителей, чтобы было возможно добиться от них единой, устраивающей вас манеры игры. Но вопрос об их внешней ансамблевости все равно останется. Ю. Тынянов писал: «Герои кадра, как слова и звуки в стихе, должны быть дифференцированными, различными — только тогда они соотносительны между собой, только тогда они взаимодействуют и взаимно окрашивают смыслом друг друга».
Часто участниками ансамбля могут быть:
- Протагонист - главный герой
- Антагонист - тот кто противостоит и мешает главному герою. Антагонистов может быть несколько или эту рольк могут выполнять антагонистические силы - силы природы, политические режимы, социальные явления и т.п.
- Второстепенные персонажи - мотивируют или наоборот мешают главному герою. Их тоже нужно подробно расписать и самое главное, знать, для чего именно они нужны, зачем выполняют то или иное действие.
- Конфидент - персонаж, с которым главный герой может поделиться своими планами или эмоциями. Иногда конфидентом выступает зритель, когда в фильме используется голос за кадром. Роль конфидента - быть ушами зрителя, знать, что планирует герой и иметь возможность предвкушать опасности и другие сюжетные ходы, сопереживать герою.
Мы начинаем смотреть кино из жизни взвода солдат. Все они, одинаково одетые и подстриженные, выстроились на плацу. Как долго нужно к ним привыкать, чтобы начать различать их лица? Много ли сюжетных перипетий за это время пролетит мимо зрителя, сильно ли он запутается в исходных положениях типа кто кому сват, брат, друг, командир?
Кино не терпит долгого входа в историю, поэтому внешность каждого персонажа должна быть ярко индивидуальной, один должен резко отличаться от другого, особенно если они все в одинаковой одежде.
Критерии просты: возраст, рост, скульптура лица, его объемное строение. Цвет волос (кроме рыжего) и глаз воспринимается с большим опозданием, а вот такие простейшие характеристики, вроде «верзила», «кругломордый», «лошадиное лицо», прилипают к герою в подсознании зрителя мгновенно. Поэтому если один из персонажей длиннолиц, то другого, который так же часто появляется на экране, следует искать среди круглолицых исполнителей. Маленького следует сочетать с большим и т.д.
ВАЖНО!
Режиссеру необходимо полностью отказаться от усредненной внешности. Помните об этом, работая над созданием ансамблей.
Больше материалов:
Базовый курс сценаристов студии Снегири
Как написать короткометражный фильм?
Материал студии Снегири. Больше материалов
#кино
#сценарист
#режиссер
#киноиндустрия
#сериал