Найти тему
Былое и Думы Number Two

Могила Лидии Клемент, чьей визитной карточкой стала песня "Долго будет Карелия сниться..."

Вряд ли популярность была целью устремлений нашей симпатичной героини. А на эстраде она и подавно засверкала ненароком. Она звонкоголосо подавала просто блестящие надежды, однако, каверзная онкология мгновенно сожрала её на самом взлёте.

Страшный для врагов трудового народа 1937 стал годом появления девочки на свет в городе великого Ленина на Неве, чему безмерно были рады её родители, обыкновенные работяги, которым славное советское государство выделило комнату в коммуналке. Малышке не исполнилось и четырех лет, как костлявая старуха с косой забрала жизнь ее отца, причем так критикуемые либерастами всех мастей Сталинские репрессии тут совершенно не причем.

Что ж, мамуле Лидочки деваться было некуда, как тянуть любимицу и прививать ей навыки существования в обществе в одиночку. Хотя какие уж там навыки, если наряду с другими ленинградцами-героями они прошли чудовищную блокаду от и до. Меж тем уйдя со школьного двора в 1954 году, Лидия направила стопы не в какой-либо творческий вуз, а в обыкновенный электротехнический институт. Ну как обыкновенный. Учебное заведение нужное и в СССР всегда пользовавшееся уважением.

И потом, музыке Клемент сполна отдавалась лишь на досуге и уж ни в коей мере не думала посвящать ей целую жизнь.

Открытые источники
Открытые источники

Но даже в самодеятельности её отнюдь не самодеятельный талант бросался всем в глаза. Ну и в уши, естественно, если так позволите выразиться. Предложение работать в знаменитом по тем временам Ленконцерте не заставило себя ждать, а вскоре и мощный ансамбль Театра комедии зачисляет новоявленную жемчужину в свои ряды. Ну и что бы вы думали, не прошло и полугода, как песни на многообещающую артистку посыпались словно из рога изобилия, причем потрясающе задушевное и пронизывающее до мурашек лирическое сопрано Лидии в подборе вещей для ее репертуара являлось ключевым.

Так, в нем оказалась великолепно проникновенная «Долго будет Карелия сниться», которая буквально махом вознесла весомо одаренную исполнительницу к вершинам всесоюзного успеха.

Снам о Карелии посвятил несколько строф начинающий, но многообещающий придумщик рифм Ким Рыжов, по случаю оказавшийся в этой чудесной северной республике вместе с асом эстрадного композиторского искусства совершенно невзрачным внешне Александром Колкером и ставшей позже его женой несравненной исполнительницей с чУдным голосом миловиднейшей Марией Пахоменко. О могиле которой ваш покорный слуга недавно писал. Вот делать ему нечего, как только о последних приютах звёзд писать. О своём погосте уже пора глубоко задумываться. Но простите старого ворчуна, возвращаюсь к стихотворцу-романтику.

С матушкой. Открытые источники
С матушкой. Открытые источники

Как-то раз на закате он прошёлся по лугу, вдохновился до трепета живописным видом, и всем известный текст мгновенно сложился у поэта в голове. А так как письменных принадлежностей на прогулки Ким обыкновенно не брал, это вам не нынешние записные книжки в любом смартфоне или планшете, он стрелой понёсся в гостиничный номер, дабы придуманные строки сделать достоянием истории, хотя, конечно, о последнем он тогда вряд ли размышлял.

Ну и что бы вы думали, Колкер, которому дали ознакомиться с новорожденным стихом Рыжова, взял в руки какой-то музыкальный инструмент, и вуаля--шедевр десятилетий был готов через каких-то полчаса.

Между нами говоря, кучка цензоров с партбилетами в карманах с Ленинградского радио поначалу песню отвергла, мол, какая-то пошлая безыдейщина. Но не прошло и месяца, как "гимн Карелии" гремел по всей огромной стране, которую позже Кравчук, Шушкевич и Ельцин превратили в хрен знает что, благо Путин вовремя подсуетился.

Замечу, что в ту пору репертуар исполнительницы украшал целый ряд достойных мелодичных вещей, однако именно песню о Карелии публика встречала буквально на ура.

С Борисом. Открытые источники
С Борисом. Открытые источники

Да и на личном фронте певицы поражений не отмечалось. Горячий и настойчивый джазовый музыкант с типично русской фамилией Шафранов предложил девушке руку и сердце, и в год первого полета человека в космос, то бишь, в 1961, отказать этому пижону-стиляге она не смогла. Вскоре душераздирающим криком рождения огласила белый свет их очаровательная кнопка Наташечка. Увы и ах, любовная лодка Лиды и Бори вдребезги разбилась о быт спустя пару лет, но препятствовать встречам папаши с наследницей певица посчитала излишним. Творческое бытие Клемент било ключом, и отнюдь не по голове, но вот ребенку приходилось не особо сладко, так как маму Ната практически не видела, и лишь бабуля до поры до времени скрашивала существование девочки.

Диск-гигант Клемент вышел в 1964 году, однако, радость ожидания Лидии не вылилась в восторг успеха, который можно пощупать руками--буквально в считанные месяцы певица ушла в мир теней.

Ни с того ни с сего родимое пятно на ножке Лидии небольшого размера, не сравнить с огромной так называемой врожденной младенческой капиллярной гемангиомой на голове у Мишки Меченого, то есть Горбача, начало расти чуть ли не по дням, а по часам. Не медля ни дня, женщина бросилась к занимающимся кожей эскулапам, и была просто оглоушена их 95-процентным приговором--коварная и подлая «меланобластома» лечению и так-то практически не поддается, а тут она и подавно разошлась не на шутку до стадии почти что финала.

Но ведь утопающий хватается за соломинку, и Клемент даёт согласие на оперативное вмешательство, уповая на победный потенциал молодости и донельзя оптимистического настроя.

Открытые источники
Открытые источники

Однако, сами знаете, человек полагает, а Бог располагает. К великому прискорбию, ничего не помогло. И в самом начале лета 1964 года нить жизни блестящей артистки прервалась. И это в 26 её почти девичьих лет. Кошмар какой-то.

Свой последний приют, простите за банальное выражение, исполнительница нашла на Богословском кладбище нашей северной столицы, о котором, кстати, как-то ещё не доводилось писать. Проект надгробия певицы созрел в мозгу зодчего Юрия Лобанова, который был без ума от творчества Клемент и за свой труд не взял ни копья. Памятник выглядит как мощный удлиненный и прямоугольный кусок серого гранита, подразумевающий рычаг, к которому крепится головка звукоснимателя с иглой, как раз возвышающийся над символическим винилом.

В то же время медальона с изображением исполнительницы изначально на каменном брусе не было--его наклеивание сверхпрочным клеем дело рук одного из почитателей таланта славной артистки. К сожалению или к счастью, непойманного. Три квадратика-островка надгробных плит словно некие ступеньки, ведущие к вершине успеха, расположены среди россыпи двухцветной крошки из мрамора. Видавший виды бордюрный камень дополняет картину.

Уму, конечно, непостижимо, но и почти 60 лет спустя последний приют голосистой артистки, однако, отнюдь не входящей в первую обойму наших звёзд, выглядит вполне ухоженным, люди приходят, убираются здесь, приносят цветы. Магия какая-то, да и только. Конечно, наследница исполнительницы жива-здорова, но она в данный момент в Штатах, в Россию приезжает редко, так что вряд ли она способна обеспечить достойный присмотр за погребальным участком матери. Но тем не менее...Тем не менее.

"Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,

Светится белая, белая, белая ночь напpолёт.

И не понять, то ли небо в озёра упало,

И не понять, то ли озеpо в небе плывет."

Лето продолжается, наслаждаемся величественной российской природой дальше.

Благодарю за внимание.