Найти тему
Мужской Интерес

Интересный прибор на самолётах 5-го поколения, который снимут с них только во время войны

Если истребители 5-го поколения "вероятных друзей" или наши будут массово взлетать без этих загадочных штуковин, то значит дело пахнет, как говорится, керосином. Разделение самолётов на поколения вещь дискуссионная. В данный момент наиболее распространённые в мире истребители, стоящие на вооружении большинства государств, относятся к 4-му поколению, но самые продвинутые в оборонном плане государства, такие, как США, Россия, Китай уже активно разрабатывают и ставят на вооружение истребители 5-го поколения.

Главный критерий 5-го поколения?

Как уже говорилось - разделения на поколения вещь несколько условная, реальная боевая эффективность нашего, условно, многоцелевого истребителя 4-го поколения СУ-34, трудно поддаётся анализу в сравнении его с каким-нибудь американским 5 поколением в виде F-22 или F-35. К самолётам 3-го и 4-го поколения предъявлялись более простые и поддающиеся замеру боевые характеристики в виде тяговооруженности, скорости, маневренности, боевой нагрузки, более продвинутой авионики с мощными РЛС.

Истребитель США 5-го поколения F-35 со странной штуковиной очень часто летает, что же это такое? / откр. ист.
Истребитель США 5-го поколения F-35 со странной штуковиной очень часто летает, что же это такое? / откр. ист.

Но у 5-го поколения истребителей, к которым относится и наш СУ-57, и американские и китайские истребители (J-20 и J-31) появился новый, по мнению некоторых экспертов, сложный для анализа и сомнительный критерий в виде т.н. "малозаметности". Определяется он уровнем Эффективной площади рассеивания (ЭПР), чем меньше этот самый ЭПР тем с меньшего расстояния РЛС противника заметят твой самолёт (ну по логике, однако и там не всё просто и это отдельная и очень обширная тема, к примеру, в метровом диапазоне "невидимость" практически не работает). У транспортного самолёта ЭПР где-то 50 в среднем, у истребителей 3-го и 4-го поколений - 5. У вороны - 0,005. Американцы утверждают, что их F-35 такой-же для радаров противника, как и ворона, поэтому его, мол, С-300 увидит не за 300 км, а за 30. Хотя одни лишь наши оптико-электронные станции в панцирях видят истребители врага на десятки км.

Как я уже писал в своей статье ранее на эту тему (ссылка внизу) - добиваются понижение ЭПР комплексом разных способов - убирают острые и выпирающие детали, углы, обмазывают корпус всякими радиопоглощающими красками, модернизируют авионику и прочее.

Задача запутать противника

Итак, опустим спорные вопросы эффективности малозаметности и представим, что всё-таки американский ВПК (или любой другой) не просто так забрал у своих граждан сотни миллиардов долларов, а сделал всё-таки опасную "невидимку" 5-го поколения, с очень низким ЭПР, невидимую для радаров. И это самое значение ЭПР истребителя последнего поколения - есть государственный оборонный секрет особой важности, поэтому реальные его значения и значимость все прячут, как могут. Представьте, что летают эти "невидимые птички" где-нибудь на жарком Востоке, в Европе или на Тихом Океане, где и наши, и птички, и радары и китайские широко представлены.

А как только какой-нибудь F-35 попадёт в зону действия нашего, к примеру, С-400, то тут же будут срисованы его лишь ему присущие радиоволновые сигнатуры (как отпечаток пальца у человека) и станет ясен уровень заметности (да уже, уверен все кому надо и так знают). А значит облегчится выработка технических решений для борьбы с "невидимкой". А даже если радар, действительно не увидит "невидимку", то и это тоже будет результатом и по косвенным признакам будет определено, что "мышка проскочила" (инфракрасная сигнатура, агентурная, оптическая и радиоразведка) всё это может форсировать модернизацию систем ПВО у вероятного противника.

Та самая загадочная линза Люнеберга и для чего она

Итак, именно поэтому до начала "большой драки" (который, как я надеюсь, никогда не произойдёт), большинство истребителей 5-го поколения совершают учебные и даже иногда боевые вылеты с линзой Люнеберга (особенно там, где возможна встреча с РЛС и самолётами противника или даже потенциального). Свои ключевые карты раньше времени никто не хочет выкладывать на стол, это логично.

Линза Люнеберга - бывает часто даже на боевых вылетах и перехватах истребители 5-го поколения прикручивают эту штуку, лишь бы сохранить ЭПР своей машины в тайне от всех до часа икс / откр. ист.
Линза Люнеберга - бывает часто даже на боевых вылетах и перехватах истребители 5-го поколения прикручивают эту штуку, лишь бы сохранить ЭПР своей машины в тайне от всех до часа икс / откр. ист.

"Что же это такое?" - спросите вы. Уходить в глубокие технические подробности смысла особого нет, простыми словами - это простая компактная линза, которая очень часто перед вылетом прикручивается к истребителю, отчасти она покрыта токопроводящим составом с непропорционально большим и изменяющимся ЭПР. За счёт этой самой компактности она никак не влияет на аэродинамические характеристики самолёта, при этом резко изменяя его реальную радиолокационную сигнатуру в гораздо большую сторону.

А уж, что там маскируют с помощью неё - пока никому неизвестно, а если и известно, то такие люди в комментариях под этой статьёй вам точно не встретятся. Может действительно прячут что-то очень опасное и новаторское, а может и свой блеф и уныние из-за бездарно потраченных сотен миллиардов долларов на тупиковую ветвь авиации. Хотя, как я уже сказал, кому надо, те знают и вырабатывают необходимые решения, ведь на каждый хитрый корабль найдётся своя хитрая торпеда.

Спасибо за внимание.

Статья по теме: "Что такое S-образные воздухозаборники и почему они есть почти у всех истребителей 5 поколения в мире, кроме СУ-57?".