Авария, в которую попал Иосиф Сталин в 1940-х годах, если не считать случая с фаэтоном, была единственной в жизни вождя. Однако обстоятельства ДТП даже по прошествии лет описывались по-разному.
Первое ДТП
Как известно, Иосиф Сталин не любил летать на самолетах, а больше предпочитал передвигаться на поездах и автомобилях. И это странно, так как еще в детстве Сталин стал жертвой дорожно-транспортного происшествия. Сосо тогда еще учился в духовном училище. В день Крещения, 6 января 1890 года, на одной из узких улочек Гори, возле церкви собрался народ. Там же стоял и хор певчих, среди которых был и Джугашвили. Учитель пения С. П. Гогличидзе вспоминал: «Никто не заметил, что сверху мчится фаэтон». Фаэтон врезался в самую гущу толпы. Сталин пытался спастись, но фаэтон настиг его.
Впрочем, показания очевидцев этой истории расходились. Некоторые утверждали, что фаэтон переехал ноги будущего вождя. Другие были уверены в том, что результатом аварии стала искалеченная левая рука мальчика. Якобы денег на лечение травмы руки у матери Сталина не было. Рана загноилась, вследствие чего рука перестала сгибаться в локте. Сам Иосиф Виссарионович придерживался именно последней версии. Как бы то ни было, о случае с фаэтоном рассказывали многие, поэтому в том, что он имел место на самом деле, сомневаться не приходится. Да и Сталин наверняка получил если не физическую, то психологическую травму.
Место и год аварии
Тем не менее автомобили Иосифа Сталина не страшили. Мало того, за всю свою жизнь Сталин только однажды попал в аварию. Правда, ее обстоятельства, как и в случае с фаэтоном, озвучивались по-разному. Так, начальник охраны Сталина Николай Власик, слова которого приведены в книге Евгения Гуслярова «Сталин в жизни», сообщал, что катастрофа произошла в 1943 году. Тогда в иранской столице состоялась знаменитая Тегеранская конференция, первая после начала войны встреча лидеров 3 стран: США, Великобритании и СССР. Если верить Власику, именно после конференции Сталин направился в Сталинград, где произошла легендарная битва.
А вот генерал-майор КГБ Михаил Докучаев писал, что это ДТП случилось уже после окончания Великой Отечественной войны. Докучаев настаивал, что в автомобиль Иосифа Виссарионовича врезалась другая машина в 1946 году, в Крыму, «на отрезке дороги от Симферополя до Ялты, как раз на перевале». Вообще, многие историки считают, что Сталин во время войны мало куда выезжал. Например, маршал Василевский говорил, что знал лишь об одной поездке вождя в 1943 году на командные пункты Западного и Калининского фронтов. «О других выездах на фронт Сталина мне ничего неизвестно. Думаю, что их и не было» — добавлял Василевский.
Последствия столкновения
Между тем, о визите Иосифа Сталина в Сталинград на обратном пути в Москву после Тегеранской конференции упоминал и водитель вождя А. Кривченков. По его словам, а также по словам Власика, в узком коридоре, проложенном среди развалин и разбитой техники, автомобиль Сталина и столкнулся с «эмкой». Та же «эмка», но только уже в Крыму фигурировала и в рассказе Докучаева. В обеих версиях за рулем «эмки» оказалась женщина. Кривченков свидетельствовал, что женщина вышла из машины и, увидев Сталина, запричитала: «Это я во всем виновата!». А вот Докучаев утверждал, что женщина с наивной прямотой спросила: «Как же вы дальше поедете?».
Дальнейшие события и Кривченков, и Власик, и Докучаев описывали примерно одинаково. Сталин якобы успокоил женщину-шофера, сказав, что ей не стоит беспокоиться, так как его «паккард» бронированный. «А вы свою подправите!» — добавил Иосиф Виссарионович. Власик говорил, что тут же «откуда-то налетела милиция». Однако Сталин якобы заступился за женщину: «Вы ее не трогайте. Она не виновата, виновата война». Согласно версии Докучаева, в кортеже следовал министр госбезопасности Виктор Абакумов, которому Сталин запретил привлекать женщину к ответственности. Однако генерал КГБ писал: «…но, по всем данным, Абакумов все же допрашивал ее».