«И словно ты пакет с прошедшим врезал:
Так что ж там смутной памятью дано?
–Мечи. Щиты. Верцингеторикс. Цезарь..
Крошеный камень, ржавое железо,Банальное фалернское вино..
Хоть амфоры пусты давным-давно..»
( «Взгляд на нечто», 2012)
Эти строчки из стихотворения поэта-эмигранта Василия Бетаки послужат эпиграфом к нашему сегодняшнему рассказу. Как и автор стихотворения, мы предлагаем вам отправиться в путешествие, находясь в своих комнатах. И ведь строчки выбраны неслучайно, и слова неслучайные – «Верцингеторикс», «Цезарь».. – половину жизни Василий Бетаки провел во Франции и был вынужден погружаться совсем в иную, непривычную для него культуру, продолжая писать на русском языке. И если о Цезаре мы слышим во всем мире, то кто такой Верцингеторикс и почему память о нем так важна для французов? Ведь именно история противостояния галльского вождя и самого римского императора Цезаря положит начало появлению Астерикса – персонажа комиксов Альбера Удерзо и Рене Госсини, завоевавшего популярность во всем мире.
Приветствую всех, с вами Бородатый Горец и сегодня мы поговорим о галлах – маленьких и смелых, чье противостояние с Юлием Цезарем вылилось в многолетнюю Галльскую войну.
С эпохи романтизма во Франции Галльская война трактуется как «завоевание иноземцами свободолюбивых галлов» - предков современных французов, ведь именно с галлов начинается история французского народа, потому и отношение к галльской культуре здесь теплое. Конечно, о маленькой деревушке, совсем не видной на карте покоренной Цезарем Галлии речи не идет — эта была огромная территория на которой проживало множество галльских племен. Сам вождь Верцингеторикс принадлежал к племени арвернов — одного из именно галльских племен, которые, правда, идентифицируют себя как кельты (как греки называют себя эллинами), другие племена на территории Галлии также можно разделить на две части — все они имели свой язык и общественную организацию. И то мы будем говорить не о всей Галлии — на карте мы можем видеть, что к началу противостояния Верцингеторикса и Цезаря некоторые галльские территории уже были римскими провинциями. Да и между галльскими племенами также согласия не было — могущественным арвернам противостояли хитрые эдуи. И если положение первых сильно пошатнулось после прошлых поражений от Римской империи, то вторые устроились очень даже неплохо, заключив с Римом союз. Вообще эдуи, надо сказать, умели подстраиваться под ситуацию. Да и война, собственно началась тем, что одни галльские народы пожелали решить свои проблемы с другими, силами войск могучего Цезаря.
Кто же такие арверны, которых сам Страбон называл самым могущественным из галльских племен? На самом деле, могущественными они были предыдущие столетия, к I веку до н.э., как мы уже выяснили, их положение пошатнулось после поражения в 121 году до н.э. от римских полководцев с простыми именами Доминиция Агенобарба и Фабия Максима Аллоброгика. После этих событий во главе галлов стал вождь арвернов Кельтилл, однако галлам властные амбиции Кельтилла пришлись не по душе и они его казнили. Снова галлов объединил его сын Верцингеторикс о котором мы, правда, знаем еще меньше, чем о его отце. Ведь даже имя его не имя вовсе, а прозвище, означающие примерно «военоначальник ста вождей» — под его именем против Цезаря выступили объединенные силы арвернов, парисиев, туронов и других галльских племен. Это произошло в 52 году до н.э. — к этому времени Юлий Цезарь практически покорил всю Галлию, а значит, вспоминая нашу первоначальную аналогию, мы уже увереннее можем соотносить сюда маленькую «галльскую деревушку, окруженную римлянами».
Еще в начале войны были покорены гельветы (в 58 году до н.э), после был разгромлен вождь германского племени свевов — Ариовист. Когда-то галлы (арверны и секваны) попросили его помощи против эдуев, однако после того, как Ариовист захватил власть, галльские племена попросили римлян, способствовавших его взлету, чтобы те с ним разобрались. Цезарь разобрался и спустя несколько лет Ариовиста не стало. В дальнейшем военные действия разворачивались не только на территории Галлии, но также в германских и британских землях, однако к 52 году боевые действия были завершены — в том числе и на территории Галлии. В отличие от сюжетов Госсини, Фортуна была определенно на стороне Рима, что, кстати, поспособствовало возмущению галлов и вылилось в всеобщее восстание под предводительством того самого Верцингеторикса. Сам он прекрасно знал противника, так как одно время воевал на стороне Цезаря (вспомним что происходило в начале Галльской войны), что позволяло ему иметь некоторое преимущество.
13 февраля 52 года до н.э. — в заранее намеченный день галльское племя карнутов устроило резню в Кенабе, современном Орлеане, результатом которой стало полное уничтожение всего находившегося там римского гарнизона. Это дало сигнал для начала выступления объединенных племен галлов, численность которых исчислялась 80 тысячами человек. Верцингеторикс с частью армии отправился в область битуригов — заручиться их поддержкой, Драппет (сеноны) направился в сторону Агединка, а Луктерий (кадурки) направил свои силы в сторону Нарбона. Уже к концу февраля Цезарем угроза Нарбону была устранена, затем римские войска направились в Агединк, а после в Кенабу — в ответ на организованную галлами резню силами римских войск были уничтожены оставшиеся жители города, а сам он прекратил свое существование.
Следующий шаг Цезарь предпринял в сторону страны битуригов, куда отправился Верцингеторикс. Галльский вождь, с целью лишить противника ресурсов, принял решение собственными силами сжечь несколько десятков своих же городов и поселений, оставив лишь столицу битуригов — город Аварик. Который и стал следующей целью римлян — после тяжелой осады Цезарь взял город и истребил практически всех его жителей.
Читатель спросит, мол, отчему же ему симпатизировать галлам, если на протяжении всего повествования они терпят поражение за поражением, а войскам Цезаря в то же время все удается относительно легко? Возможно именно такие мысли были в голове у автора книги с говорящим названием «Переоцененные события истории. Книга исторических заблуждений», где целая глава посвящена именно Верцингеториксу . Отчего же нам симпатизировать вождю арвернов, объединившему под собой галльские племена, одному из величайших героев Франции? Очевидно потому, что серии разгромных поражений и большие потери не сломили галлов, по-прежнему верившим в своего вождя, которого Цезарь уже было списал со счетов. Окрыленный своей победой в Аварике, Цезарь направил свои основные силы в арвернские земли (с целью ослабить позиции Верцингеторикса, завоевав родные ему земли), однако на своем пути он встречал только выжженую землю — распоряжения Верцингеторикса по-прежнему исполнялись, что вылилось в огромные продовольственные проблемы в римском войске.
Решить их мог захват Герговии — оставшейся нетронутой абсолютно неприступной крепости. Предпринятая попытка штурма истощенными римлянами была легко отражена, к тому же силы Верцингеторикса на тот момент значительно увеличились. К освободительной борьбе присоединились сохранявшие до сей поры нейтралитет племена, те же эдуи (которые, как мы помним, умеют переобуться в нужный момент) отвернулись от римлян в пользу вождя арвернов. Сумма всех этих факторов привела к отступлению римских войск и всеобщему ликованию галлов, предпринявших, однако, попытку контрнаступления. Не взирая на приказы своего вождя, галлы пустились вдогонку отступающим римских войскам, что, собственно, вышло им боком — римляне сумели перегруппировать свои войска и уже 10 июля (на июнь пришлась битва при Герговии) дали решительный отпор галлам. Все это приближало финальное сражение между силами Цезаря и Верцингеторикса — битву при Алезии.
Верцингеторикс понимал, что уже и речи быть не может об успешном отражении очередного римского наступления, направил всю свою кавалерию за помощью, а сам с пехотой укрылся в Алезии — надеясь, что оставшиеся галльские племена поднимутся против захватчиков и придут на выручку. Прошло пять недель, но помощь все не приходила — галлам, запертым внутри Алезии было нечего есть, город постепенно заполнялся телами умерших, однако галлы верили в свое спасение. И оно все же пришло — тысячи всадников не смогли дать отпор римлянам и в конечном итоге вернулись откуда пришли. Все было кончено. Верцингеторикс был готов сдастся при условии, что его товарищам сохранят жизнь. Получив согласие Цезаря, покоренный, но все такой же гордый маленький галл поскакал к Цезарю в полном своем обмундировании, не дожидаясь, пока те сами его захватят, чем ошарашил римлян и самого Цезаря. Однако, повторимся, все было кончено. С поражением Верцингеторикса Галлию можно считать официально прекратившей свое существование, несмотря на то, что и Галльская война продолжалась и следующие два года, и было еще кому перечить Цезарю — следующей целью римлян стал вождь племени атребатов Коммий, один из тех, кто прибыл на призыв Верцингеторикса, но вскоре вернулся обратно к своему племени.
Верцингеторикс же был доставлен в Рим, где следующие пять лет провел в тюрьме, дожидаясь триумфа Цезаря. А после участия в триумфальной процессии в 46 году до н.э. был задушен, как была задушена и его родная Галлия — с ее покорением Римом от галльских традиций и культуры ничего не осталось. Одни считают, что восстание Верцингеторикса ничего не остановило и не изменило, другие считают его примером стойкости и мужества. О Верцингеториксе начнут вспоминать лишь в последние пару веков, он станет героем многочисленных художественных произведений и кинолент, а позже его история получит продолжение в произведениях Рене Госсини. Мы восхищаемся отважным маленьким галлом Астериксом и жителями маленькой непокоренной деревушки где-то в захваченной римлянами Бретани, ведь в реальности история сложилась совсем иначе. Однако Верцингеторикса помнят и чтят, по сути побежденному в этой войне на месте Алезии был установлен памятник. Возможно французам и всем нам просто нужен герой, который бы вдохновлял уже нас сегодняшних.
А с вами был Бородатый Горец и на этой лирической ноте мы заканчиваем, спасибо всем, кто дочитал до конца. С этой и другими статьями вы также можете познакомиться в нашей группе "Бородатый Бард" в ВКонтакте, где в целом много интересного материала)