Найти тему
КП-Рязань

Когда в Рязани начнут останавливаться лифты?

    Смогут ли рязанцы продолжать пользоваться лифтами с комфортом и безопасностью? Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Смогут ли рязанцы продолжать пользоваться лифтами с комфортом и безопасностью? Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Рязань продолжает обрастать новостройками, появляются высотки, и в каждой многоэтажке, в свете недавних событий, обнаружилось слабое место - лифт. Каждый раз, заходя в кабину, мы верим в его исправность, но так ли это? После введения санкций в кулуарах управляющих компаний начались разговоры о том, что скоро импортные лифты начнут массово останавливаться, если не падать...

«КП-Рязань» узнала у специалистов, какие проблемы возникли с обслуживанием лифтов после введения санкций.

«Выделить отдельной строкой плату за лифт»

В Рязани работают более четырех тысяч лифтов и большинство из них - отечественные. Лидируют по численности (1,5 тысячи единиц) лифты от производителей «Евролифтмаш», а также в тройку самых многочисленных в нашем городе входят «Карачаровский механический завод», Могилевский и Щербинский лифтовые заводы. В новостройках принято устанавливать импортные лифты, среди которых лидирует американский «Отис». Также в рязанских многоэтажках встречаются финские, швейцарские, немецкие, китайские, французские, греческие лифты. Абсолютно все они, независимо от страны производства, считаются безопасными и надежными, а потому к ним предъявляются жесткие требования в обслуживании: требуется своевременный осмотр, ремонт и замена.

После введения санкций и ухода с рынка крупных зарубежных компаний обслуживающие организации столкнулись с проблемой дефицита и резкого подорожания запчастей.

Кто и за чей счет теперь будет поддерживать лифты в безопасном исправном состоянии? Жильцы многоэтажек регулярно отчисляют около двух сотен рублей с квартиры за обслуживание лифта. Эти деньги поступают в общий котел управляющей компании, как часть платы за содержание жилья.

В эту сумму входит техническое обслуживание лифта, которое круглосуточно проводит подрядчик. Это регулярная проверка, аварийный ремонт, работа диспетчерской службы. Но каждый лифт имеет свой срок службы - 25 лет, и по истечении этого времени оборудование обязательно надо проверить и при необходимости починить либо заменить на новое. Однако деньги на эти крупные нужды не заложены в плате за техобслуживание. Если прежде эти работы финансировались из бюджета, а позже - из Фонда капитального ремонта, то с 2018 года расходы на это взяли на себя организации, обслуживающие лифты. Вот уже пятый год Фонд капремонта проводит только замену лифтов, но не ремонтирует их. За последнее время в Рязани уже поменяли более 1500 лифтов, и это замечательно, но сейчас около 200 лифтов уже отработали срок службы и требуют немедленной оценки остаточного ресурса и капремонта.

Несколько лет лифтеры ухитрялись выходить из положения, но теперь оказались в тупиковой ситуации. За последний месяц запчасти на лифты подорожали на 40%, и теперь капремонт стал для подрядчиков неподъемным грузом.

- Необходимо вывести плату за лифт из строки за содержание жилья. Самое дорогое инженерное сооружение в доме - это лифт, но на его обслуживание нет отдельной графы в платежке. Нужно убрать посредников между организациями, обслуживающими лифты, и собственниками. Требуется выделить отдельной строкой плату за ремонт и обслуживание лифта так же, как за вывоз мусора. Иначе жильцам придется буквально собирать средства на капитальный ремонт лифтов, - отмечает директор ООО «Лифтремонт-Сервис» Владимир Черничкин. - Нашим властям не только на региональном, но и на федеральном уровне нужно срочно заняться решением этой проблемы.

«Обязательна сертификация на запчасти»

Помимо резкого подорожания запчастей возник их дефицит. Пока ремонт проводят благодаря запасам, которые подходят к концу. Дело касается не только импортных, но и отечественных лифтов.

- С ремонтом отечественных лифтов тоже возникла проблема, ведь многие запчасти нам поставляли с Украины. Также в отечественных лифтах используется импортная электроника. Нам говорят о том, что в России работают над импортозамещением, но пока не могут назвать конкретные сроки, когда появятся аналоги. Если раньше лифты были однотипными, и запчасти подходили для многих, то сейчас, порой, надо запчасть покупать конкретно для определенного лифта, - говорит Владимир Дмитриевич. - После введения санкций еще больше проблем возникало с лифтами импортного производства. «Отис» уже не принимает заявки, но техническое обслуживание обещают продолжить. Но их запчасти подорожали в три раза! Сейчас стоимость замены троса равнозначна четверти стоимости лифта. У нас возникла большая проблема с приобретением запчастей, чтобы поддерживать безопасную эксплуатацию лифта и его исправное состояние.

На рынке есть китайские аналоги запчастей, но у лифтеров нет уверенности в их качестве:

- Лифт связан с жизнью людей, поэтому обязательно должна быть сертификация на зачпасти. Китай иногда предлагает детали без сертификата. Но кто возьмет на себя такую ответственность, ведь отвечать нам придется в рамках Уголовного кодекса? Если происходит несчастный случай со смертельным исходом, крайнего всегда найдут. Несчастные случаи, к сожалению, возникают. В Рязани произошло несколько трагедий в лифтах, но это было 40 лет назад. Мы - старой закалки и никогда не включим лифт, если он опасен для жизни.

Еще одна насущная проблема лифтеров - резкое подорожание частотных преобразователей, которые обеспечивают плавный ход кабины, остановки и трогания лифта.

- Если раньше при поломке мы покупали частотный преобразователь за 150 тысяч рублей, то теперь за него просят 600-800 тысяч рублей. А без замены сломавшегося элемента пользоваться лифтом запрещено. Мы как подрядная организация обозначаем эту проблему заказчику и рекомендуем либо отремонтировать с гарантией на 2-3 месяца, либо покупать новый. Заказчики пока выбирают более дешевый вариант и соглашаются на ремонт, но это временная мера. Словом, если срочно не обратить внимания на проблему финансирования капитального ремонта лифтов, то они начнут останавливаться, - отмечает Владимир Дмитриевич.