Какие качества будут нужны нашим детям, когда они вырастут? Эмпатия, критическое мышление, умение находить общий язык с самыми разными людьми? В образовательном центре РОСТ уверены, что, помимо этих навыков, важно развивать и лидерские качества. Олеся Орлова, директор центра, объясняет, почему отличник не равно лидер и почему второе гораздо важнее первого.
Отличник стремится по всем предметам всегда получать отметку «отлично». Почему? Иногда ученику просто нравится учиться, все ему легко даётся, а оценки — всего лишь следствие. Но чаще отличников подстегивают родители и учителя: ребенку тяжело или не нравится учеба, но родители настаивают на необходимости успевать по всем предметам на отлично, «мотивируют» подарками, ругают за плохие отметки, сравнивают с умницей Машей, рисуют блестящее будущее и огромный достаток своему отличнику.
Конечно, отличники часто становятся успешными людьми, руководителями компаний, начальниками и в самом поверхностном понимании — лидерами. Но они же страдают от страха допустить ошибку, боятся критики, не видят новых путей и других возможностей, не слышат коллег, строго следует правилам, которые придумали за них.
В нашей школе мы считаем, что воспитывать надо не отличников, а лидеров. «Лидер» происходит от английского to lead — «вести, возглавлять». В разных толковых словарях указаны такие смыслы, как первенство в спорте, состязании, политике, а также авторитет и влияние в какой-либо общественной группе. Я думаю, лидер — это личность с высоким уровнем интеллекта (физического, умственного, эмоционального, духовного), ориентированная на служение миру с целью формирования здорового общества в экономической, политической, социальной и духовной сферах.
Лидером может быть каждый — при условии, что человек раскроет и разовьет свой талант в области, которая ему наиболее интересна. Только увлеченный работник может собрать вокруг идеи людей, сторонников, соратников и сплотить для интересного дела. Такая работа, конечно, будет связана с ошибками и критикой (создать новое без этого невозможно).
А теперь давайте вспомним, как отличники реагируют на ошибки. Вы замечали, как редко отличники становятся авторитетом в классе? Потому что стоит ему получить два, он тут же плачет, стоит ему не найти нужное правило, он тут же решит, что задача не имеет права на существование, стоит увидеть ошибку в работе другого, от тут же на нее укажет.
Лидер же, ошибившись, сравнит свой запас знаний с необходимым и начнет снова изучать предмет, ликвидируя пробел, столкнувшись с тем, что правила не работают или не существуют, начнет изобретать новые, увидев ошибку в работе другого, подставит плечо ради достижения совместного — более значительного — успеха.
Авторитет и влияние в группе (особенно общественно-политическое влияние) тесно связаны с коммуникативными навыками и умениями. Лидер убежден в своей идее, он умеет хорошо, образно, эмоционально и оценочно о ней рассказать. Он возвращается к ней вновь и вновь, рассматривая со всех сторон, сперва от начала до конца, потом наоборот — от результата к началу, а также с середины к началу и вглубь.
Лидер внимательно выслушивает мнения, находит первопричину критики, а потом встраивает ценности оппонента в новую систему координат, показывая новые грани новой реальности. Отличник же убежден в правиле. Всех критикующих он отравляет к учебнику, на странице 25 которого указано, что дважды два четыре. И если кто-то с этим не согласен, то и разговаривать не о чем.
В «Росте» поставлена особая миссия — воспитывать лидеров во всех сферах жизни, готовых к изменениям и глобальным вызовам современного мира. Наша главная задача — увидеть и развить внутреннего потенциала ребенка, уделить особое внимание его индивидуальным способностям.
Мы очень хотим, чтобы дети, полюбив ходить в школу, заинтересовались какой-либо своей сферой, стали бы уверенно владеть знаниями в этой области, а потом, на почве успеха в учебе, стали бы уверенными в себе, успешными профессионалами, лидерами, самостоятельно мыслящими личностями.
Иллюстрации: Alphavector / shutterstock / fotodom