Найти тему
Учительская

Своих не забываем. Ренессанс отечественной педагогики

Леонид НАУМОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат исторических наук, первый заместитель генерального директора издательства «Просвещение»: «В нашей стране не прекращается дискуссия об оценке качества советского образования, есть ряд специалистов, которые считают, что кульминацией развития общего образования была школа первой половины 50‑х.

Леонид Наумов
Леонид Наумов

Именно тогда, в 1950-х, советская система образования признавалась одной из лучших, а по результативности – просто лучшей.

Такие оценки стоит держать в уме, когда мы обдумываем, как эффективнее использовать отечественный педагогический опыт сочетания фундаментального образования и воспитания патриотизма.

В последние годы гуманитарии почти не сталкиваются с теоретическим мышлением ни на профильных предметах, ни на непрофильных (потому что изучают их все меньше и меньше). Все это происходит на фоне общей постепенной гуманитаризации среднего общего образования, и сейчас инвариантное ядро старшей школы скорее гуманитарное.

Осознаем ли мы, что чем дальше, тем больше к педагогам, преподающим гуманитарные предметы на профильном уровне, будут приходить ученики, которые просто не понимают, что такое доказательство, объективные законы и т. д.?

Шаталов, наверное, одним из первых предложил считать учебное время деятельности ученика. Читатели помнят его знаменитый расчет: «Сколько ученик говорит в день? 2 минуты за 6 уроков! Тогда какой учебной активности и творчества мы от него ждем, если так организовали его деятельность?»

Конечно, в эпоху ТikTok нужно обновление формата подачи учебного материала, но принцип «считать и планировать время деятельности ученика» (а не учителя) по-прежнему очень и очень актуален и все еще не реализован.

Знаю много учителей, которые до сих пор очень активно (и, главное, результативно) используют практические находки Лернера, Лысенковой, Шаталова, Иванова. Причины, мне кажется, очевидны: эти разработки хорошо интегрированы в предметную традицию.

Стоит ли нам отказываться от мощного оружия, даже если оно кому-то кажется старым? Может быть, нужно на его основе создать новое, которое поможет нам учить мыслить?..».

Уважаемые читатели, приглашаем Вас к обсуждению, делитесь своими мнениями в комментариях под этим постом. 👇

Читайте подробнее: №30 от 26 июля 2022 года