Леонид НАУМОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат исторических наук, первый заместитель генерального директора издательства «Просвещение»: «В нашей стране не прекращается дискуссия об оценке качества советского образования, есть ряд специалистов, которые считают, что кульминацией развития общего образования была школа первой половины 50‑х.
Именно тогда, в 1950-х, советская система образования признавалась одной из лучших, а по результативности – просто лучшей.
Такие оценки стоит держать в уме, когда мы обдумываем, как эффективнее использовать отечественный педагогический опыт сочетания фундаментального образования и воспитания патриотизма.
В последние годы гуманитарии почти не сталкиваются с теоретическим мышлением ни на профильных предметах, ни на непрофильных (потому что изучают их все меньше и меньше). Все это происходит на фоне общей постепенной гуманитаризации среднего общего образования, и сейчас инвариантное ядро старшей школы скорее гуманитарное.
Осознаем ли мы, что чем дальше, тем больше к педагогам, преподающим гуманитарные предметы на профильном уровне, будут приходить ученики, которые просто не понимают, что такое доказательство, объективные законы и т. д.?
Шаталов, наверное, одним из первых предложил считать учебное время деятельности ученика. Читатели помнят его знаменитый расчет: «Сколько ученик говорит в день? 2 минуты за 6 уроков! Тогда какой учебной активности и творчества мы от него ждем, если так организовали его деятельность?»
Конечно, в эпоху ТikTok нужно обновление формата подачи учебного материала, но принцип «считать и планировать время деятельности ученика» (а не учителя) по-прежнему очень и очень актуален и все еще не реализован.
Знаю много учителей, которые до сих пор очень активно (и, главное, результативно) используют практические находки Лернера, Лысенковой, Шаталова, Иванова. Причины, мне кажется, очевидны: эти разработки хорошо интегрированы в предметную традицию.
Стоит ли нам отказываться от мощного оружия, даже если оно кому-то кажется старым? Может быть, нужно на его основе создать новое, которое поможет нам учить мыслить?..».
Уважаемые читатели, приглашаем Вас к обсуждению, делитесь своими мнениями в комментариях под этим постом. 👇
Читайте подробнее: №30 от 26 июля 2022 года