Найти тему

Защита контента группы в социальных сетях/блоге как интеллектуальной собственности

В настоящее время многие компании, специалисты или просто обычные люди ведут блоги и размещают посты в социальных сетях, мессенджерах и других платформах. На раскрутку и наполнение аккаунтов уходят силы и время, а во многих случаях и денежные средства. Но что делать, если кто-то просто берёт и крадёт Ваш контент, без спроса размещает на своей странице Ваши тексты, фотографии, видео и т.д? Вы теряете аудиторию, а пользователи ещё и начинают полагать, что это именно Вы «своровали» пост или статью.

Часто случается так, что просто копируют название, логотип и контент группы или канала целиком. В качестве примера можно привести крупное сообщество во Вконтакте «MDK». У него присутствует огромное количество «клонов», имеющих точно такие же аватарку, название и наполнение. Такие подражатели собрали уже по несколько миллионов подписчиков, ведь люди не всегда могут определить, где оригинал. В результате «MDK» просто потеряли уникальность своего контента, ведь все фотографии и посты тут же дублировались на сторонних ресурсах. Как следствие, это, разумеется, отразилось и на их прибыли и репутации.

Как следует поступить, чтобы не попасть в подобную ситуацию? В данной статье мы расскажем, что из себя представляет аккаунт/блог/группа в социальной сети, а так же как защитить тот контент, который Вы в нём размещаете.

Что такое аккаунт/блог/группа в социальной сети с точки зрения закона?

В настоящее время нет единой позиции по поводу того, что именно представляют собой аккаунт или блог в социальных сетях. Объясняется это, в первую очередь, тем, что рассматриваемая сфера правоотношения является достаточно новой для мира. Ещё 15 лет назад аккаунт в социальной сети мог сводиться к страничке на каком-нибудь форуме, где люди обсуждали фильмы или игры. Никакой экономической ценности, по большому счёту, такие аккаунты не представляли. Однако теперь в аккаунты вкладываются миллионы рублей, а зарабатывают на них ещё больше. По этой причине в последние несколько лет стал активно обсуждаться данный вопрос. Учёные высказывают несколько точек зрения:

1) Аккаунты и страницы в социальных сетях относятся к иному виртуальному имуществу, которое предусмотрено ст. 128 ГК РФ. Т.е. имеется в виду имущество, которое может быть использовано исключительно в цифровом пространстве. Такая позиция допустима, однако на текущий момент не совсем ясно, как с практической точки зрения обезопасить это виртуальное имущество.

2) Как СМИ. Поскольку в России очень остро стоит вопрос охраны защиты чести и достоинства в сети Интернет, то многие социальные сети и подобные информационные ресурсы начали регистрироваться в качестве средств массовой информации. Соответственно, аккаунт предлагается рассматривать также в качестве СМИ. Вместе с тем, конкретного нормативного подтверждения этому нет. Более того, нельзя говорить и о том, что такой подход получит своё развитие в будущем, т.к. достаточно сложно регистрировать абсолютно каждого пользователя в качестве СМИ, а также это не сильно помогает правовой охране контента.

3) Аккаунты и страницы в социальных сетях как объект интеллектуальной собственности. И здесь имеется множество различных вариаций: программа для ЭВМ, составное произведение, сложное произведение или база данных. Анатолий Семёнов, омбудсмен по интеллектуальным правам, высказался, что аккаунты можно расценивать в качестве составного произведения (ст. 1260 ГК РФ). Это отлично позволяет объединить в рамках одного объекта несколько элементов. Более того, к составным произведениям законодателем относятся и Интернет-сайты, что повторно указывает на правильность подобных суждений. Вместе с тем, аккаунт или блог можно рассматривать и в качестве сложного произведения (ст. 1240 ГК РФ). Однако здесь проблема заключается в том, что список подобных объектов ограничен, и аккаунты или блоги туда не входят. Сторонники данной точки зрения полагают, что аккаунт должен быть рассмотрен в качестве мультимедийного произведения. Также некоторые специалисты отмечают, что аккаунт или группа могут считать базой данных. Однако судебная практика отрицает такой подход. Так, в деле № А56-58781/2012 от 9 февраля 2016 г. суд указал, что аккаунт не является базой данных.

Соответственно, существует множество концепций оценки аккаунтов и блогов в социальных сетях. Полагаем, что наиболее применимой в настоящее время является рассмотрение аккаунта в качестве составного произведения, поскольку в таком случае имеется возможность правовой охраны аккаунта в целом и его отдельных частей.

Из чего состоит аккаунт/группа/блог в социальных сетях

Для того чтобы понять, как именно нужно защищать свои цифровые активы, давайте разберём, из каких основных частей состоит ресурс, на котором Вы размещаете информацию:

1) Название. Сюда включается само название группы, аккаунта или блога, которое стоит в заголовке. Также необходимо отнести к данной категории и URL-ссылку. В качестве примера, рассмотрим группу Вконтакте «Журнал «Код». Соответственно, к названию мы отнесём «Журнал «Код» и ссылку: https://vk.com/thecode.media.

2) Логотип. Часто сюда входит и название, однако в группах и аккаунтах обычно логотип пополняется графическими элементами. Он может размещаться в поле «Аватарка» и именно с его плагиатом возникает множество проблем. Люди визуально воспринимают оригинальную группу и «копирку», как одно и то же, и в дальнейшем могут подписаться на последнюю. Есть радиостанция «Москва FM» и её официальное сообщество Вконтакте. Однако если ввести в поиск название, то можно увидеть множество групп с одинаковым логотипом. В результате пользователь может не понять, где подлинный ресурс, и подписаться на любой.

-2

1) Контент (наполнение). Основная часть абсолютно любого ресурса, с которым связаны ключевые сложности правовой охраны. Сюда входят фотографии, текстовое содержание, гифки, видео и т.д.

Чтобы понять, как максимально эффективно защитить свой ресурс, разберём правовую охрану каждого из элементов.

Защита названия

Здесь есть два основных нюанса, на которые Вам стоит обратить внимание. Первое – защита названия поможет использовать дополнительные гарантии в случае плагиата Вашего ресурса. Второе – о защите названия необходимо позаботиться, поскольку может случится так, что именно Вы случайно нарушаете чужие права и используете уже существующее название.

Оптимальный выход в данной ситуации – регистрация названия в качестве товарного знака (ст. 1481 ГК РФ). По своей сути товарный знак представляет собой обозначение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За правообладателем закрепляется исключительное право на него, т.е. никто не может использовать товарный знак без предварительного разрешения.

Более того, при регистрации товарного знака Вы удостоверитесь в том, что сами не нарушаете чьих-либо прав, т.к. буден произведён соответствующий поиск.

Таким образом, Вам необходимо совершить следующие действия:

1) Проверьте Ваше название на соответствие другим товарным знаком. Такая функция доступна на onlinepatent.ru.

2) Подготовьте документы и оплатите госпошлину: при формальной экспертизе 3500 + 1000 за каждый из классов МКТУ, при проведении экспертизы обозначения по существу 11500 + 2500 за каждый из классов МКТУ.

3) Подайте заявку. Сделать это можно вживую или же электронно через сайт ФИПС или ЕПГУ. Суммарное время рассмотрения максимально может достигать 13 месяцев (1 месяц на формальную экспертизу и до 12 месяцев на экспертизу по существу).

В результате Вы получите зарегистрированный товарный знак, который можно будет спокойно и законно использовать в аккаунтах или блогах. Вдобавок, не допускается использования чужого товарного знака в доменном имени. Можно вспомнить иск LAFEI к ООО «Ультрамар» о запрете использования товарного знака в доменном имени сайта lafeinier.ru. Суд удовлетворил требования, поскольку посчитал, что в данном случае нарушается исключительное право истца.

Проблема в защите доменного имени аккаунта или группы заключается в том, что это не полноценный сайт, а лишь часть какой-то платформы. Поэтому не совсем ясно, что будет, если использовать похожее название в доменном имени группы Вконтакте. К примеру, доменные имена vk.com/onebrend и vk.com/one_brend крайне похожи. Предположим, что тематика групп также является идентичной, но у первого сообщества товарный знак зарегистрирован, а у второго нет. Имеет ли право владелец vk.com/onebrend предъявить требования к vk.com/one_brend? Пока что сказать сложно, поскольку судебной практики по таким делам нет. Вместе с тем, можем однозначно заявить, что регистрация товарного знака будет дополнительной гарантией в таком вот случае и поможет разрешить ситуацию на досудебной стадии.

Защита логотипа

Логотип в группах или блогах может выглядеть так:

-3

И по большому счёту, надлежащая правовая охрана ему придаётся посредством регистрации в качестве товарного знака. Т.е. в рамках процедуры, описанной выше, Вы регистрируете не только словесное обозначение, но ещё и графическое.

Однако в качестве дополнительного способа охраны можно использовать депонирование (к примеру, nRIS). Вы создаёте логотип, который планируете загружать на аватарку, и помещаете его в специальный реестр, который фиксирует соответствующее время. Вам выдаётся сертификат, где указано, что именно Вы загрузили конкретный логотип в конкретное время. Если сделать это в самом начале, то можно легко подтвердить первенство создания в случае возникновения спора.

Также учитывайте и специфику интернет-ресурсов, социальных сетей. Легко можно заметить, что многие группы часто меняют свои аватарки, логотипы. Регистрировать каждый раз заново товарный знак не представляется удобным и практичным. По этой причине, депонирование является отличным способом обезопасить свой логотип.

Защита контента (наполнения)

Существуют множество способов защиты наполнения Вашего ресурса. Они могут зависеть от того, какие именно объекты мы рассматриваем: фото, видео, текст и т.д. Но в большинстве случаев всё это охраняется в качестве объектов авторского права, т.е. с момента создания. Не сложно догадаться, что подтвердить своё авторство «словами» достаточно непросто. По этой причине рекомендуем придерживаться следующего общего порядка действий:

1) Сохраняйте доказательства, подтверждающие авторство на контент. Здесь опять же можно обратиться к услугам депонирования или сделать скриншот с исходным кодом страницы, на которой отмечается дата публикации. Более того, зачастую в социальных сетях и блогах указывается дата размещения материала. Но обращайте внимание на то, что такие факты не подтверждают авторство напрямую, а лишь косвенно указывают на него (Определение СКЭС ВС РФ от 17.09.2020 № 305-ЭС20-8198 по делу № А40-46622/2019). Соответственно, Вам необходимо также сохранять какие-то переписки, наброски, договоры.

2) Указывайте на контенте «водяные знаки» и иные опознавательные символы. Это может существенно затруднить кражу материала и поможет при разбирательстве. Так, в деле между «Genius» и «Google» о незаконном копировании текста плагиат был обнаружен как раз благодаря «водяным знакам».

3) Добавляйте надпись о том, что незаконное копирование материалов запрещено. Дополнительно стоит в посте ставить знак охраны авторского права ©.

Подобные действия помогут Вам обезопасить свой контент от сторонних посягательств и с легкостью доказать правоту в споре.

Что делать, если права всё-таки нарушены

Если случилось так, что Ваши права нарушены и кто-то украл контент, использовал его в своих целях, то стоит

1) Подготовить доказательства, подтверждающие Вашу правоту, и направить досудебную претензию. Практика показывает, что при наличии убедительных доказательств, достаточно просто урегулировать спор на досудебной стадии. Как правило, правонарушителями являются пользователи Интернета, поэтому их контактные данные находятся на ресурсе, где размещается Ваш материал. Предположим, что Вы разместили статью у себя в блоге livejournal.com. Её незаконно запостили в группе Вконтакте. В таком случае нужно обратить внимание на контакты сообщества, написать администратору и подробно изложить свою позицию.

2) Обратиться в поддержку социальной сети или сайта. Если правонарушитель является пользователем какого-любого информационного ресурса, как, например, Инстаграмм или Вконтакте, то на него можно пожаловаться в администрацию ресурса. По общему правилу, администрация предпринимает меры по блокировке и удалению информации в подобных ситуациях.

3) Обратиться в суд с исковым заявлении об удалении спорного материала и взыскании компенсации. Контактные данные нарушителя можно получить у администрации ресурса, направив им соответствующий запрос.

Вообще отдельно стоит оговорить тот факт, что социальные сети и блоги очень беспокоятся о своей репутации, поэтому им проще удалить материал, чем косвенно участвовать в многочисленных судебных разбирательствах. Старайтесь внимательно изучить «Пользовательское соглашение», где зачастую указана ответственность за нарушение авторских прав и порядок разрешения спора.

В итоге можно заключить, что защита названия и контента Вашего блога, группы или аккаунта в социальных сетях является важным элементом в построении собственного бизнеса или бренда. Нельзя полностью гарантировать, что Ваши права не будут нарушены, однако можно с полной уверенностью заявить – отстаивание своих прав станет гораздо эффективнее, если соблюдать все меры безопасности. Если у Вас остались какие-то вопросы или Вам нужна помощь специалиста, то подписывайтесь на мой канал https://t.me/lawinbusiness