Если местность болотистая или с высоким уровнем грунтовых вод, то строить там дороги дорого и сложно. Приходится заменять слабый и пучинистый грунт на более стабильное основание. Эта технология увеличивает необходимый объем материалов и время строительства, зато защищает дорожные одежды от морозного пучения и размывания. Но такие дороги все равно приходится часто ремонтировать.
Есть инновационный материал, который поможет строить долговечные дороги быстро, качественно и недорого — дорожный фосфогипс.
Дорожный фосфогипс образуется при производстве минеральных удобрений. Материал внесен в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения — РННТ.
Фосфогипс защищает покрытие от морозного пучения
Когда влажный грунт под дорогой замерзает, он расширяется — происходит морозное пучение грунта. Из-за этого дорожное полотно может неравномерно подняться на 5-10 см и пойти трещинами. Когда грунт оттает, внутри него образуются пустоты — это приводит к неравномерной просадке дорожной одежды, потере прочности и появлению дефектов на дороге.
Чтобы справиться с морозным пучением, дорожники удаляют слой пучинистого грунта и заменяют его песком или другим непучинистым грунтом — вода в нем не задерживается. А для разделения слоев дополнительно используют геотекстиль. Но даже с применением грунтозамещающих технологий со временем поверхность дороги все равно вспучивается, появляются ямы и трещины.
Для более эффективного решения проблемы можно использовать фосфогипс. И вот почему:
- После укладки в качестве основания дорожной одежды и уплотнения фосфогипс не впитывает влагу. Вода промерзает вне дорожного пирога и не разрушает слои.
- У фосфогипса низкая теплопроводность — это уменьшает промерзание. Грунт под дорожным полотном медленнее охлаждается и нагревается, поэтому дорога из фосфогипса служит более 50 морозоциклов.
Фосфогипс равномерно распределяет нагрузку
Одна из проблем строительства дорог в болотистой местности — слабое основание. Если участок пролегает по торфу или мягкому суглинку, а по дороге передвигается большегрузный транспорт, дорожное полотно быстро разрушается.
У дороги из фосфогипса есть несколько преимуществ при работе со слабым грунтом:
- Небольшой вес материала. После уплотнения и кристаллизации плита из фосфогипса теряет влагу и становится легче аналогичного слоя песка и гравия.
- Нагрузка распределяется равномерно. Слой фосфогипса работает как большая плита — вес не так сильно давит на слабый грунт.
Дорога из фосфогипса не боится размывания
На участках с повышенной влажностью дороги быстро разрушаются. Вода размывает обочины, снижается прочность основания, меняется геометрия, состав и свойства дорожных одежд.
Для борьбы с размыванием увеличивают ширину проезжей части, используют геотекстиль, укрепляют обочины. В особо сложных случаях по краям делают монолитные конструкции — это защищает дорожное полотно, но существенно увеличивает смету.
Дорогу из фосфогипса не нужно дополнительно защищать — после уплотнения фосфогипс превращается в монолитную плиту, которая не впитывает влагу и поэтому не размывается водой. Песок и щебень могут вымываться дождем и грунтовыми водами. Фосфогипс — нет.
Дороги из фосфогипса прочнее, а стоят меньше, чем по классической технологии
На обустройство и содержание дорог в болотистой местности нужен внушительный бюджет. Обычно у заказчика два пути: изначально вложить в дорогу больше средств и меньше тратить на обслуживание или сэкономить на строительстве, но через несколько лет искать деньги на ремонт.
С фосфогипсом не нужно выбирать, что важнее — цена или долговечность дороги. Затраты на строительство дорог из фосфогипса ниже, чем по стандартной технологии, а срок службы — больше.
Вот как фосфогипс помогает снижать расходы:
- Стоит меньше, чем песок и щебень. Фосфогипс — недорогой дорожно-строительный материал. При этом им можно заменить до 100% песка и до 75% щебня.
- Экономит геотекстиль. Фосфогипс не нужно отделять от соседних слоев — после уплотнения он не смешивается с грунтом, песком и гравием.
- Снижает время работ по обустройству дорожных одежд. Нужно меньше слоев, а значит — меньше время работы техники.
В итоге смету можно снизить до 30%, а дорога будет дешевле в обслуживании. Дорожное полотно не деформируется, поэтому покрытие будет дольше находиться в нормативном состоянии.
В 2020 году провели исследование дорог из фосфогипса, которые построили в 2015 году в местности со сложными погодными условиями. Результаты показали: дороги соответствует нормам по влажности и пределу прочности при сжатии.
Выводы
Дорожный фосфогипс подходит для строительства дорог, к которым вплотную подходит вода. Основные преимущества материала:
- Основание из фосфогипса не боится размывания.
- Низкая теплопроводность материала снижает воздействие морозного пучения.
- Плита весит меньше песка и гравия — это снижает нагрузку на слабый грунт.
- Фосфогипс стоит гораздо меньше других дорожно-строительных материалов — это особенно заметно на объектах в сложных условиях.