Для начала определимся, кто такой тимлид. О том, что должен уметь тимлид, мы писали здесь. Обязанностей множество, и даже названия должности могут быть самыми разными.
В российской IT-сфере как только не обзывают тимлида: Team Lead, Lead Developer, Head of …, руководитель группы/команды/направления и даже «Лидер по IT». И обязанности могут различаться – от руководства группой свободолюбивых магистров программирования до ведения финансов и кодинга наравне с коллегами. Однако общение с коллегами, которые теперь зовут вас начальником, шефом или властелином – обязательно. Почему вы заплакали?
Именно поэтому тимлиду полезно улучшать коммуникацию в коллективе, чтобы комфортно работать самому и помогать в этом коллегам.
Как ее улучшать-то, коммуникацию?
1. Обеспечивать комфорт сотрудников
«Никак. Отстаньте уже от нас» – такой комментарий висит под статьей «Как вообще можно управлять отдельными людьми в команде разработки?». С ним согласен и советский физик Петр Леонидович Капица: «Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать».
Излишняя помощь и опека нужны немощным и младенцам, но никак не взрослым людям, которым уже продают алкоголь без паспорта. А непрошенная помощь нарушает личные границы и вызывает раздражение.
Поэтому лучше сказать подчиненным, что тимлид готов им помочь в случае необходимости. И, что важно, помогать не с видом страдающего Средневековья, закатывая глаза к своему прекрасному внутреннему миру.
Сопоставлять реальные желания и возможности обеих сторон. Вероятно, вместо нового фреймворка по плану индивидуального развития, разработчик хочет зарплату в 2 раза больше под отдых на море или отпуск для поездки на Comic-Con в Сан-Диего.
Если можно совместить эти желания с целями компании, то у разработчика будет дополнительный смысл сотрудничества. Он станет продуктивнее и лояльнее.
2. Общаться с сотрудниками и собирать обратную связь
Говорить с ними в неформальной спокойной обстановке. Ртом и вслух. Проговаривание ожиданий и мыслей, желательно – в цензурной форме, творит чудеса. Вы не поверите, сколько всего придумывают люди в голове, если нет конструктивного диалога. На эту тему можно прочитать книгу «10 глупейших ошибок, которые совершают люди».
Также важно собирать обратную связь. Причем чаще одного раза в никогда.
- Помните, что оценивают вашу работу, а не личность.
- Принимайте это не как критику, а как помощь.
- Обсуждайте те пункты, с которыми не согласны.
Нелишним будет изучение коучинга для того, чтобы уметь задавать правильные вопросы. Также, например, помогает метод «5 почему».
3. Делегировать
Причем не только задачи, но и результат. Заранее четко обговорить и прописать критерии каждого задания. И быть готовым смиренно принять результат, который некритично отличается от идеальной картины в ваших мыслях.
Не пытаться тащить на себе все задачи. Если вы не Человек-Муравей, который может перенести вес в 50 раз больше своего. У вас должны оставаться силы для руководства без налитых кровью глаз и пара из ушей.
Чтобы правильно делегировать, проверьте:
- Задача должна быть ясна для исполнителя.
- Задачу надо разбить на мелкие подзадачи с дедлайнами.
- Сотрудники должны понимать и принимать ответственность.
А для этого вы должны хорошо знать своих сотрудников.
4. Разделять личное и служебное
«Однажды в 3 часа ночи мне позвонил сотрудник и слезно просил приехать с деньгами, чтобы его машину не эвакуировали. У него паника: отработаю, расплачУсь. Поехал. Но урок получил: дружба-дружбой, служба-службой».
Еще одна печальная история из просторов интернета. Понятно, что это непросто, особенно если тимлид выбирается из числа разработчиков. И теперь это не Жека, а Евгений Евгеньевич.
Сохраняйте дистанцию, не допускайте панибратства, с уважением относитесь к сотрудникам и их личной жизни, не лепите на них «ярлыки».
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
5. Помогать профессионально расти
Отсутствие профессионального роста – частая причина ухода сотрудников. Сидеть в болоте, заниматься одними и теми же задачами изо дня в день скучно. Работник перестает понимать, приносит ли пользу компании или все тлен. И настроение от этого ни у кого не улучшается. Поэтому важно помочь сотрудникам профессионально расти и при желании записать их на курсы по повышению квалификации.
6. Говорить последнее «прощай» и доносить точку зрения
В каждом классе действовали хулиганы, которые мешали остальным учиться. Но чтобы прекратить подрывную деятельность и отчислить такого ученика, нужно было сильно постараться.
В коллективе людей, которые мешают остальным работать – хамят или неуважительно относятся к коллегам, – нужно увольнять. Они снижают продуктивность. Иначе начнут увольняться грамотные сотрудники.
Проблема, если решение об увольнении сотрудника или приеме на работу зависит не только от тимлида. Тогда нужно доходчиво объяснять власть предержащим, что для коллектива важно и жизненно необходимо это сделать.
7. Писать регламент
Хороший регламент – это не утопическое описание работы команды, а максимально приближенные к реальности правила и требования. Они должны быть написаны доступно и легко запоминаться. Можно и нужно при его написании советоваться с сотрудниками.
Регламент нужен для того, чтобы сотрудники твердо знали правила и нормы решения спорных ситуаций, например, при опоздании или срыве срока. После написания регламент нужно хранить на виду. Не стоит забрасывать его в дальний угол, это не институтский диплом.
Выводы
Сотрудники – это самая ценная и важная часть работы тимлида. Важно настроить с ними правильное общение для роста и процветания компании. Но сразу ничего не происходит, для всего нужно время, силы и терпение. И капель 30 валерианы.