Сразу предупреждаю, что в этот раз будет больше негатива. Хорошего в этом мало. Но давайте обо всём по порядку. Россия и Иран подписали меморандум об импорте деталей и запасных частей для российских самолётов, а также проведении технического обслуживания Ираном.
Сначала выскажусь по Ирану. Если отбросить всю политику, то иранцы большие молодцы. Дело даже не в том, что они почти безаварийно обслуживают устаревший парк самолётов своими силами, находясь под жёсткими санкциями. На самом деле не такой он устаревший. В нём полно относительно современных А-319/320, пусть и полученных со вторичного рынка. Много классики боинговской летает. Всё это вполне комфортно обслуживается. Если хочется покататься на раритетах, то и это не проблема – летают Фоккеры и Дугласы.
Но кое-чего нет в небе – советских машин, которых когда-то было довольно много. Вопрос тут не в топливе, которое в Иране стоит копейки. Летают же они на откровенном старье. Тут вопрос в том, что Россия несколько раз по указке тех людей, в чьих руках наша авиация кидала Иран. Палки в колёса вставлялись и во времена эксплуатации Ту-154, поэтому лавочка справедливо загнулась. Ан-140 собирались производить совместно с Украиной, заплатили 120 миллионов долларов за полукомплекты, но получили всего 6 штук. Плюс три самолёта оказались потеряны, одна катастрофа из отказа двигателя производства Мотор Сич. Ту-204СМ хотели приобрести, но ГосДеп США наложил запрет, так как использовались технологии двойного назначения. В общем Россия в плане авиации Ирану особо и не помогала, ничем не отличаясь от заморских инициаторов санкций.
Российский потенциальный рынок не так важен для Ирана, более того, сейчас Россия конкурент Ирану в поставках нефти. Когда Россия оказалась в том же положении, Иран не стал вспоминать былые проблемы, а согласился на сотрудничество. Каким оно будет – пока неясно. В меморандуме нет конкретики. У Ирана есть определенные технологии, в частности в области создания ударных БПЛА. Отечественные ударные БПЛА сейчас представлены только Орионом, чей радиус действия 250 км, а полезная нагрузка около 180 кг. Для армии требуются несколько видов – от сверхмалых до более крупных. У Ирана вполне сносные Shahed с более приличной грузоподъёмностью и дальностью. Возможно, что-то можно наладить в этом русле. Возможно, пустой меморандум прикрытие поставок БПЛА, например.
Отечественные авиакомпании уже наладили поставки критических запчастей, самолёты летают. Всё производится тихо, но под аккомпанемент криков про донорство. Иран сам находится под санкциями, через него приобретать сложнее. Хотя схема с плечом в Иране может быть более запутанной, но и более дорогой. Тот же Китай вполне справляется с поставками неоригинальных запчастей собственного производства, сертифицированных производителями. Ну сами решите, кого лучше брать – сертифицированные запчасти производства Китая, не попадающие под санкции, либо кустарное что-то производства Ирана, которое никто кроме Ирана в глаза не видел.
Да и парк у Ирана несколько более специфичен, чем в России. В принципе, после ядерной сделки в Иран пошли комплектующие и самолёты Airbus. Но в основном совпадений не так много. Да и вопрос ответственности за ошибки далеко не понятен.
Сейчас в России реализуется программа производства собственных самолётов. В ближайшие пять лет этих самолётов много не ожидается, так как в этом году кроме Л-410 в наши авиакомпании вообще ничего не будет поставлено. Однако, промежуточные результаты выглядят обнадёживающе. Но у любой программы будут всегда противники, которые захотят повести нашу авиацию по ложному пути. Вместо собственного производства и налаживания собственной системы с собственной аккредитацией поддержания летной годности воздушных судов зарубежного производства нам пихают сотрудничество с Ираном. В Иране нет ничего плохого, как в стране, но это суррогат.
Тем не менее эта новость сегодня облетела все СМИ. Такое ощущение, что те, кто дал отмашку на распространение таких новостей, не понимают имиджевых потерь всей авиации, особенно перед нашими же пассажирами, что сократит количество потенциальных пассажиров даже внутри страны. Возможно, это делается специально. Не думаю, что дальнейшая работа будет вестись. Авиакомпании не пойдут на такое.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.