Найти тему

Критическое мышление у детей. Рассказываем как его развивать и зачем это нужно делать.

Мы живем в мире, где доступна практически любая информация: многие факты можно проверить, не вставая с дивана. При этом научное знание старается быть открытым и прозрачным для широких масс, а научные технологии доказали свою эффективность и безопасность. И тем не менее многие люди по-прежнему не склонны анализировать и сомневаться, опасаются “большой науки” и легко поддаются манипуляциям.

Мы поговорили с авторами нашего нового интенсива “Критическое мышление” (для детей 11-13 и 14-16 лет) Полиной Гарцевой и Анастасией Ольховской и выяснили, когда и как развивать в ребенке этот полезный навык.

Можно ли тренировать критическое мышление?

Полина Гарцева: Критическое мышление называют одним из самых важных soft-skills, причем в последние годы его актуальность прямо-таки зашкаливает (можно вспомнить, например, пандемию Covid-19 и связанную с ней “информационную истерию”).

Полина Гарцева, выпускница философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Полина Гарцева, выпускница философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Как и любой другой навык, критическое мышление можно тренировать. Никто не рождается с умением танцевать, плавать или мыслить критически. Более того, многие люди могут прожить всю жизнь, даже и не подозревая о наличии термина “критическое мышление”, однако с опытом научившись его неосознанно применять в разных ситуациях. Самый простой пример - научиться сомневаться в том, во что верит большинство вокруг. Не обязательно для этого читать специальные книги, посещать курсы либо знать что-то про когнитивные искажения. Однако, если критическое мышление изучать целенаправленно, овладение этим навыком произойдет быстрее и проще.

Как тренировать критическое мышление?

Настя Ольховская: Мне кажется, что тренировать критическое мышление можно примерно с момента появления у ребенка самосознания и речи. В этот период он начинает анализировать входящую информацию.

Анастасия Ольховская, выпускница психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Анастасия Ольховская, выпускница психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Полина: Конечно, это не должно происходить так: “Сынок, тебе исполнилось 4 года, поэтому садись читать “Органон” Аристотеля, там про логику, тебе понравится”. Нужно просто начать интересоваться мнением ребенка. Существует такое понятие, как сократический диалог - это метод ведения диалога, в котором в ходе беседы с наставником человек самостоятельно приходит к каким-то выводам. Наставник задает вопросы типа “Как ты думаешь, правильно ли это?”, "А если мы примем во внимание вот это, то оно останется правильным?”, а человек рассуждает. Это полезная техника, и с ребенком хорошо вести такие диалоги с самого раннего возраста. Например, когда мне в 4-5 лет объясняли, как работают законы, это происходило в форме диалога. И к выводу о том, что нельзя ограбить магазин, чтобы получить много пирожных, я пришла сама, в ходе беседы.

Настя: Что касается детей постарше, то нужно признать, что часть наших школ еще испытывают на себе влияние в виде наследия советской системы: авторитет учителя, зубрежка и отсутствие дискуссий на уроке оставляют не очень много шансов для развития критического мышления. И поэтому важно, чтобы ребенок к определенному возрасту понял, что не прав может быть любой человек, включая и учителя, и родителя. И что быть неправым - это абсолютно нормально, ничего страшного нет в том, что даже самый авторитетный человек ошибается. В каком возрасте уже пора объяснять это ребенку? Зависит от позиции родителя. Мой 5-летний сын знает, что ошибаться может каждый, и в этом нет ничего страшного.

Полина: Еще один важный момент для формирования критического мышления - понимание, насколько разнообразен и велик мир вокруг. В принципе, понятно, что нужно делать, чтобы сформировать у ребенка кругозор и эмоционально вовлечь его в этот процесс. Он должен больше узнавать, интересоваться, впитывать информацию. Для этого подходят путешествия, общение с другими людьми, познание какие-то недосягаемых сущностей - например, космос, динозавры и т.д. Важно не только знать, что люди по-разному мыслят и живут, но и стараться смотреть на мир глазами другого человека, переживать его опыт.

-4

Кстати, ребят постарше можно знакомить с историей философии. Многие считают ее бесполезной — но на самом деле она очень помогает развитию критического мышления, поскольку дает понять, насколько по-разному мыслили люди в разные времена. И в философии любой сможет отыскать то, что ему интересно. Самый простой пример: если ребенок увлекается Древней Грецией, расскажите ему о Сократе, которому принадлежит изречение: “Я знаю только то, что ничего не знаю”, или об апориях Зенона.

-5

Из чего состоит интенсив “Критическое мышление”?

Настя: На первом занятии будем разбираться в законах функционирования мышления. Зададим настроение всего курса: “Доверяй, но проверяй”. Расскажем о том, как работает мышление других людей: оно может быть настолько не похожим на наше, что это вообще не укладывается в голове. Например, в языке индейцев хопи нет слов, обозначающих время - люди так живут, и им вполне нормально. Первое занятие во многом построено на теории нобелевского лауреата Даниэля Канемана “Thinking, fast and slow”.

Полина: Второе занятие посвящено знакомству с логикой. Причем как с логическими законами, так и с теорией аргументации. Мы планируем научить детей вести дискуссию как с точки зрения правильной аргументации, так и в роли тех, кто рассуждает нелогично, сознательно нарушая законы логики и применяя аргументационные уловки - так они смогут лучше понять этот механизм и научиться определять эти уловки. В качестве примера таких уловок можно вспомнить доведение до абсурда и апелляцию к личному опыту. В до боли знакомом нам диалоге: “— Все так делали! — А если все с моста пойдут прыгать, ты тоже пойдешь?” ошибки в аргументации допускают обе стороны. Первая использует аргумент ad populum (т.н. апелляция к большинству), а вторая — ad absurdum (доведение до абсурда).

Настя: На третьем занятии рассмотрим когнитивные искажения: как наш мозг обманывает нас исходя из нашей биологии, и как он может нас обмануть исходя из нашей социологии. Пример - эффект Барнума, в соответствии с которым пишутся, например, гороскопы. Суть его в том, что если дать человеку довольно широкое позитивное описание его личности и сказать, что это было специально составлено для него, то он будет склонен соглашаться со всеми утверждениями в этой характеристике.

Полина: Четвертое занятие - обучение фактчекингу, или проверке информации. Будем на примере подозрительной статьи с “шокирующим открытием” учиться определять манипуляции, ошибки и просто признаки недостоверной информации, а также учиться гуглить факты (многие не умеют даже этого).

Анастасия Ольховская, выпускница психологического факультета МГУ

Полина Гарцева, выпускница философского факультета МГУ

Новые группы онлайн-занятий для детей 11-16 лет стартуют каждую неделю. Выбирайте удобную вам и записывайтесь на наш
интенсив “Критическое мышление” или листайте дальше, чтобы перейти на сайт и увидеть, какие ещё научные интенсивы для детей у нас есть.

Возраст 10+

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц