У различных автопроизводителей бывают как успешные, так и провальные модели. Но на самом деле все марки меркнут по сравнению с подразделением Edsel, которое существовало с 1958 по 1960 года и стоило Форду целых 250 миллионов долларов, или даже 2,5 миллиарда долларов в сегодняшних деньгах. Эта неудача долгие годы служила идеальным примером того, как не надо вводить новое подразделение, хотя надо сказать и о том, что большую роль во всем этом сыграли и некоторые другие факты. Это история бренда Ford Edsel.
Для того чтобы понять, почему это подразделение было неудачным, сначала рассмотрим детали, т.е. почему оно было создано. Забегая вперед скажу, что из-за General Motors.
С конца 20-х крупнейший производитель Америки построил империю, предлагая множество моделей для всех. Таким образом, покупатель начинал с дешевого Chevrolet после получения водительских прав, затем, когда ему было за тридцать, он переключался на спортивный Pontiac, затем на более тихий Oldsmobile, роскошный Buick, а затем однажды, перед выходом на пенсию, чтобы осуществить свою заветную мечту и стать обладателем всемогущего Кадиллака.
Даже у Chrysler была аналогичная стратегия с подразделениями Plymouth, DeSoto, Dodge, Chrysler и Imperial. С другой стороны, у Ford Corporation были только Ford, Mercury и Lincoln, поэтому руководители поняли, что теряют много клиентов в среднем классе. Еще более пугающим для компании был тот факт, что только 25% клиентов перешли с Ford на Mercury и Lincoln, в то время как в General Motors 75% владельцев Chevrolet тратили деньги на другой бренд в рамках той же компании.
Такая проблема была известна и Эдселу Форду, единственному сыну гораздо более знаменитого Генри, но его упрямый отец и слышать о них не хотел. Во время Второй мировой войны Эдсель умер, и руководство компанией перешло к его сыну Генриху II.
Хотя ему было всего 27 лет, Генрих II быстро понял идею отца и собрал вокруг себя команду молодых инженеров и опытных менеджеров. Среди них самым известным был Эрнест Брих, много лет проработавший в General Motors, и он знал, как его победить.
К 1949 году Ford снова стал прибыльным, и заработанные деньги решили вложить в изменение некоторых планов. Таким образом, Lincoln опустилась на ступеньку ниже, Mercury стал несколько более роскошным, а на вершине должно было находиться новое подразделение Continental. Но в 1954 году Генрих II также одобрил создание нового подразделения, чтобы заполнить пробел между Ford и Mercury. После долгих поисков выбор имени пал на Эдсель в честь уже известного человека.
О дизайне позаботился молодой Рой Браун, которому была предоставлена полная свобода действий для разработки автомобиля, который будет полностью отличаться от традиционных моделей и будет узнаваем с первого взгляда. Он понял задачу буквально, и вертикальная решетка радиатора, ставшая визитной карточкой компании. Некоторые говорили, что это похоже на "Олдсмобиль, поедающий лимон" и даже на женские гениталии.
Было принято решение предложить Edsel в двух версиях: на более коротком шасси совместно с Ford и на более длинном шасси совместно с Mercury. Затем это должно быть разделено на версии в виде седанов, купе, кабриолетов и универсалов в версиях с шестью и девятью пассажирами.
Edsel был официально одобрен 15 августа 1955 года, а официально представлен 15 апреля 1957 года. Хотя с самого начала планировалось иметь собственный завод, но этого не произошло, и ее производство происходило на разных заводах компании. Этот шаг не понравился рабочим, которым приходилось работать дополнительные смены каждый раз, когда на линии появлялся Эдсел.
Качество Ford было ниже среднего, а у Edsel оказалось еще хуже, вплоть до того, что многие машины поступали в автосалоны недоделанными. Но даже в этом случае новинка могла многое предложить. В этом автомобиле было несколько нововведений, таких как катающийся спидометр, кнопочное управление переключением передач, расположенное на рулевом колесе (где на большинстве автомобилей расположен звуковой сигнал), и система, которая предупреждает водителя о низком давлении масла в двигателе, ручной тормоз.
Как уже упоминалось, было две версии. Первая оснащалась двигателем V8 объемом 5,9 литра, мощностью 303 л.с., а вторая двигателем V8 объемом 6,7 литров и 345 л.с.
За несколько месяцев до выпуска Форд намекнул, что публика может ожидать современный и стильный продукт, пообещав, что продажи в первый год составят 200 тысяч автомобилей. Когда Edsel был официально представлен, пресса была в восторге, но потенциальные покупатели не разделяли их мнения. Новинка, безусловно, полностью отличалась от любой другой машины на улицах, но это не всегда было положительной чертой. Помимо проблем с дизайном и качеством, дополнительной проблемой Edsel было его положение на рынке.
Если бы Edsel поступил в продажу на два года раньше, он, вероятно, имел бы солидные продажи. Однако в 1958 году наступила серьезная рецессия, первая со времен Второй мировой войны, когда продажи автомобилей упали более чем на 30%. Особенно пострадал Mercury, продажи которого упали с 286 000 до 153 000 автомобилей, а продажи Edsel в первый год составили всего 63 110 автомобилей, или менее трети от запланированного изначально. Уже тогда стало ясно, что Edsel не сможет выжить как независимая компания, и вскоре она была объединена с Mercury и Lincoln. Форд пытался исправить ситуацию, но уже тогда в Детройте начали ходить слухи, что на рынке он долго не продержится.
В середине 1959 года, когда стало ясно, что Edsel не оправдает надежд, к предложению был добавлен шестицилиндровый двигатель объемом 3,7 литра мощностью 145 л.с. Также новым для этого года был дизайн, и вопреки мнению, что он был изменен из-за плохой реакции на предыдущую версию.
Однако даже в этом случае продажи снова разочаровали, и только 45 000 автомобилей Edsel нашли покупателей. Это стало последней каплей, и Форд объявил о закрытии компании после 1960 года.
Историки проанализировали множество причин неудач Edsel на протяжении многих лет, таких как название, дизайн, неправильная рыночная позиция и дебют в неудачное время. Хотя все вышеперечисленные причины, безусловно, сыграли большую роль, кажется, что главным виновником был сам Ford, который забыл, каким должен быть Edsel.
Из многообещающего нового и современного продукта Edsel превратился в Ford с новым дизайном, который конкурировал со своими братьями по цене. Сказать, что Edsel потерпел неудачу, значит ничего не сказать — в конце концов, у него не было ни единого шанса на рынке.
Некоторые экземпляры, такие как кабриолет 1960 года, сегодня способны превысить стоимость 200 тысяч долларов США и в последние годы она только растет.
#дизайн #стиль #форд #50-е #ретро #экзотика #классика #америка