Найти тему
Молодость в сапогах

Белой акации цветы эмиграции...

Для тех, кто не в курсе, напомним - романс "Белая акация" считался неофициальным символом и гимном послереволюционных волн русской эмиграции. Соответствующая присказка была популярна в минувшем 20-м веке - ее часто повторяли в СССР к месту и не к месту.

Оставившие Россию, гибнущую с их точке зрения в огне Гражданской войны, люди никогда в СССР не воспринимались как априори "плохие". Им даже официально одобренная культура не отказывала в "своей правде", честности, храбрости и верности долгу.

Трагедия вынужденной потери Родины "в принципе достойным человеком" и его по этому поводу страдания многократно обыграны в литературных произведениях, спектаклях и кинофильмах за много лет до горбачевской "гласности".

"Дни Турбиных", "Бег", "Белая гвардия" - это сейчас лапшу вешают про запреты. "Бег" я сам смотрел еще в школьные годы вместе с отцом в театре Сатиры. Мне было 8 лет. На всю жизнь запомнился Папанов в роли Романа Хлудова.

Роман Хлудов в исполнении А. Папанова. 1977 год.
Роман Хлудов в исполнении А. Папанова. 1977 год.

Про критику со стороны Сталина пишут еще обычно, но мы этот вопрос оставим на конец статьи, там главная мысль и все такое.

«Дни Турбины́х» — советский трёхсерийный художественный телевизионный фильм Владимира Басова по одноимённой пьесе Михаила Булгакова ( театральный вариант романа "Белая гвардия") Снят по заказу Гостелерадио СССР в 1976 году. Смешно говорить о запрете постановки, если есть художественный фильм, демонстрировавшийся по ТВ. Причем неоднократно.
«Дни Турбины́х» — советский трёхсерийный художественный телевизионный фильм Владимира Басова по одноимённой пьесе Михаила Булгакова ( театральный вариант романа "Белая гвардия") Снят по заказу Гостелерадио СССР в 1976 году. Смешно говорить о запрете постановки, если есть художественный фильм, демонстрировавшийся по ТВ. Причем неоднократно.
Отказавшиеся сдаваться офицеры, для которых уже не осталось места на земле, бросают винтовки и уходят в море. Очень символичная и горькая сцена.  Кинофильм "Служили два товарища".
Отказавшиеся сдаваться офицеры, для которых уже не осталось места на земле, бросают винтовки и уходят в море. Очень символичная и горькая сцена. Кинофильм "Служили два товарища".
Многие помнят и героя Владимира Высоцкого - дерзкий, резкий, местами жестокий, но однозначно не негативный персонаж.
Многие помнят и героя Владимира Высоцкого - дерзкий, резкий, местами жестокий, но однозначно не негативный персонаж.

Тема представления эмигрантских кругов в киноискусстве и литературе СССР тянет на диссертацию, мы не готовы ее подробно разбирать, но вспомните хотя бы экскурсовода из "Брильянтовой руки" ведущего группу советских туристов по Стамбулу и отца главного героя фильмов про "перековку" иностранного разведчика ("Судьба резидента" и пр.). Явно позитивные в целом персонажи.

Официальные установки советской пропаганды определяли тысячи покинувших Родину русских людей скорее в жертвы обстоятельств, в вынужденных заложников собственного происхождения, чем в злодеев и врагов.

Про врагов, впрочем, тоже не забывали. Вспомним Лахновского из замечательного многосерийного фильма "Вечный зов".

Прошло 30 с лишним лет со времен краха СССР, страна пережила последовательно всплеск слезливой тоски "по России, которую мы потеряли", баррикады 1993 года, на которых стояли рядом и коммунисты и монархисты и казаки и националисты, смуту на национальных окраинах, семибанкирщину, робкий всплеск надежды на возрождение былой мощи, ностальгию по советскому прошлому, оптимизацию здравоохранения, министра Сердюкова и его амазонок и многое другое.

И вот История завершила очередной виток своей непостижимой спирали. Снова у нас волна эмиграции, снова целому псевдоклассу тесно и душно на наши просторах, хотя не пихают их в спину штыками матросы октября и не грозит маузером комиссар в кожанке.

Нет, на этот раз не экспроприировали экспроприаторов, куда там. С точностью до наоборот все произошло и продолжает происходить.

Просто вынуждено нанесли удар по основам существования взращенного за последние 30 лет "креативного класса" - уродливого порождения эпохи глобализации.

Люди-страусы, предпочитающие не видеть того, что не вписывается в их радужные концепции "мира без границ", где бродят под кайфом вечно улыбчивые айтишники и дизайнеры, заменяя мир на виртуальную реальность, где можно в тапочках выйти из своего бунгало под тропическим небом, сесть в прибрежное кафе, включить ноутбук и чего-то там написать, разместить, получить бабло на карту и вернуться опять к радостям жизни, забыв про холодные и вечно неустроенные просторы нелюбимой "рашки", где не поставят лайк, зато могут набить лицо.

Их мировосприятие даже не рамочное, оно туннельное. По Донбассу стреляют? Да что вы! Это путинская пропаганда, не смотрите зомбоящик. Неграм ботинки чистят всей Америкой? Опять же путинская пропаганда неверно расставила акценты. НАТО расширяется? Путинская пропаганда! Они просто выбрали свободу. Ну и все в этом роде.

Грянувшая СВО (будем придерживаться официальной терминологии) перечеркнула этим ребятам многие возможности реализации насущных для них потребностей. Или обозначила возможность такого перечеркивания. Отменили рейсы в дорогие сердцу Барселоны-Парижи-Вены-Праги, пропали из свободной продажи необходимые организму для творческого процесса деликатесы, а главное - зарубежные партнеры стали смотреть косо. А там и призыв в Армию замаячил где-то на горизонте... Злой старшина и садист сержант, которые заставят нежный организм переносить непереносимое... О, ужас!

Ребята собрали вещички и ломанулись кто куда, пока пускают. Многие в Турцию.

Турецкие власти в рамках своих хитрых маневров между двумя полюсами силы совершили действительно несколько очень знаковых поступков, показав, что способны решать проблемы, а не просто их озвучивать. В частности, курортные войны были резко пресечены. Любителям сала намекнули на неизбежную депортацию в случае продолжения безобразий, так что желающих поквитаться с русскими стало сразу относительно немного. И вот теплая Турция вообще и Анталия в частности это теперь один из центров русскоговорящей эмиграции.

Назвать ее (эмиграцию) антивоенной было бы слишком уважительно. Это эмиграция трусов, сбежавших от тени того, что еще не случилось и, дай Бог, не случится. Это эмиграция предателей, мелочных и подлых, современного варианта "мальчиша-плохиша" с возросшими потребностями.

Они не идейные враги, которые будут из принципа биться до конца, даже видя, что схватка проиграна. Будет наша победа - метнуться быстренько домой и нарисуют на аватарках правильные знаки, дадут слезливые интервью, как их принуждали отрекаться и говорить гадости про Россию, как вымогали деньги для поддержки Укрорейха и как их бросили мы с вами, оставшиеся дома, в трудную минуту на чужбине.

Все это еще очень основательно выйдет боком России - дипломатические шашни с турками, огромная прослойка сбежавших креативщиков под боком, которые официально все еще граждане РФ, а по факту в рамках западной моды на "правильные мысли" (вспомним эпидемию чистку ботинок неграм - не почистил, значит расист, значит тебя надо отменить) всячески демонстрируют свой "стыд" за действия ВС РФ, переводя денюжки в украинские фонды. Впрочем, это отдельный разговор, не будем отвлекаться.

Так вот теперь вернемся к критике творчества Булгакова со стороны Сталина в конце 20-х годов. Иосиф Виссарионович вообще-то написал, что был бы не против постановки пьесы "Бег", если бы автор добавил еще один "сон" в действие, из которого зрителю станет ясно, что все эти по-своему честные и по-своему хорошие люди изгнаны из России не произволом большевиков, а потому, что сидели на шее у трудового народа.

Сразу отметим - реальный прототип Хлудова в Советскую Россию таки вернулся, не выдержав тоски по Родине, воспользовавшись амнистией 1921 года. Жил в Москве, издал книгу воспоминаний, был преподавателем курсов "Выстрел" . В 1929 году убит "еврейским мстителем" официально признанным невменяемым на момент совершения преступления. Примеру Слащева последовали многие бывшие белогвардейцы. Кто-то подвергся репрессиям со временем, кто-то благополучно дожил до глубокой старости.

Строго говоря, Сталин был кое в чем прав. Во всяком случае, в части оценки причин эмиграции. Далеко не все представители "эксплуататорских классов" и участники белого движения решили покинуть Россию, многие потом встали в строй в тяжелое для Родины время ДОБРОВОЛЬНО, да и в межвоенное время принесли много пользы, приняв новую реальность.

В Великую Отечественную заново получил генеральское звание и полный набор полководческих орденов бывший генерал колчаковской армии Крузе. Ушел добровольцем на фронт и стал Героем Советского Союза уже сильно немолодой казак Недорубов (полный Георгиевский кавалер, однако), успевший в Гражданскую повоевать и за красных и за белых, а также побывать на стройке канала, получив в 1933 году стандартный по тем временам срок за "злоупотребление полномочиями" - освобожден досрочно за ударный труд.

Таких примеров можно найти много, даже в личных карточках военнослужащих Красной Армии начала 40-х запись в графе "служба в иностранных армиях" с указанием периода Гражданской была отнюдь не редкостью.

Мы как-то писали о радостной встрече в Харбине в 1945 году, когда приветствовать советские войска, сокрушившие старого врага - японцев и сполна расплатившиеся за унижение проигранной царским правительством русско-японской войны, вышли до 30 тысяч белоэмигрантов и членов их семей.

Понимаем, что утомили читателя вихлянием сюжета, так что еще раз о главном. Эмиграция 20-х состояла из русских людей (даже если они не были русскими по национальности), сохранивших в своем сердце (за редким исключением особо оголтелых типа Краснова и Шкуро) любовь к Великой Империи и надежду на ее возрождение, пусть немного в ином качестве, но все же.

Именно поэтому в 60-70-х годах, в эпоху расцвета мощи СССР, их принято было изображать в искусстве в целом позитивно с упором на трагизм положения.

Нынешние условно русскоговорящие (даже если на все 100 русские по национальности) эмигранты есть мутный отстой общества, а не его мозги, как некоторые ошибочно полагают. Было бы большой ошибкой дать этому вредному осадку изобразить из себя со временем страдальцев и опять раствориться в массе нормальных людей, отравляя их своим ядом. Все, умерла, так умерла. Давай до свидания. Домой только через статус добровольца СВО или волонтера на восстановлении Донбасса.

Но мы адекватные люди, так что понимаем - такого не будет, увы. А будет с точностью наоборот. Поэтому давайте помнить, кто в тяжелую для страны минуту свалил на курорт или отправил туда детишек призывного возраста, а кто решился подставиться под пули бандеровцев, согласившись принять должность в администрациях освобождённых районов. Первые - предатели, даже если поют хвалу Самому с экранов. Вторые - наши люди, даже если успели попилить районный и областной бюджет. В жизни много полутонов, но путать серое с коричневым не стоит.