Мастер-классы и клубы по интересам
Сообщества — это группы людей, которые разделяют некую историю, настолько важную для них, что она определяет их собственную жизнь. Участники сообществ встраивают их историю в свою личную и видят мир через призму коллективной памяти.
В начале ХХ века в США и Англии локальные городские сообщества возникали благодаря промышленной революции и урбанизации, приведшей в города миллионы неустроенных людей. Они сталкивались с различными социальными проблемами и создавали общества взаимопомощи, которые со временем превратились в так называемые соседские центры (neighborhoods). В СССР такую роль играли дворцы культуры. Сегодня же создание комьюнити нередко инициируют администрация и застройщики, проектируя специальные пространства, где жители могут собираться, чтобы общаться, проводить праздники, а иногда даже мастер-классы и лекции.
Так, администрация Приморского парка Победы в Санкт-Петербурге предложила горожанам арендовать на сезон кадки с землей и садовые инструменты, чтобы выращивать пряные травы. Интерес к проекту оказался настолько велик, что пришлось выделить под кадки еще несколько участков.
А жители района, прилегающего к набережной реки Карповки, организовали огород сами. Его создала инициативная группа, согласовав проект со всеми инстанциями. Жители выращивают цветы, травы и овощи, а график прополки и полива размещен в группе «ВКонтакте». Участники комьюнити, организовавшие общественный огород, рассказывают, что это «открытое городское пространство, где можно встретиться с единомышленниками, найти друзей, вместе трудиться или отдыхать и пожинать плоды на ежегодном празднике урожая».
В Московском районе Раменки с 2015 года существует сообщество мам — «Рамаменки». Для матерей района комьюнити стало информационным и энергетическим ресурсом, который помогает им наладить социальную жизнь. Анна Цветкова, создательница «Рамаменок», рассказывает, что на первую встречу сообщества в мае 2015-го пришел только один человек. Зато на втором пикнике осенью было уже 10. Дальше сообщество расширялось с каждым днем: участницы общались в кафе. Затем появились новые форматы встреч: нетворкинги, цикл встреч про образование, психологический клуб, беговой клуб, бизнес-клуб, биоклуб (так участницы называли коллективное выращивание рассады на подоконниках), арт-девичники, банные встречи, вечеринки, группы по изучению английского и французского языков. Некоторые идеи, возникшие внутри комьюнити, подтолкнули участниц к созданию своего малого бизнеса или клуба по интересам.
В районе станции метро «Динамо» несколько лет действует центр «Благосфера», открытый для любых инициатив НКО и постепенно трансформирующийся в популярную площадку для встреч жителей района. В 2021 году центр собрал 12 864 посетителей и охватил более 1 млн человек в соцсетях. Одним из направлений работы центра стало привлечение внимания к общественным пространствам нового типа, меняющим облик города и городскую культуру. Это пространства, которые не только создают точки притяжения, но и вовлекают горожан в социальную активность.
В 2021 году сотрудники «Благосферы» запустили портал ProProstranstva.ru — онлайн-ресурс, где можно найти каталог общественных пространств для создателей сообществ и горожан, «которые хотели бы посещать интересные места «со смыслом» или ищут место для проведения своего мероприятия». Сегодня в нем уже 298 пространств из 70 городов России: общественные центры, музеи, коворкинги, соседские центры, библиотеки и другие места, объединенные идеей вовлечения людей в социальную активность.
Симбиоз города и человека
Локальные сообщества все чаще влияют на принятие важных городских решений — от строительства парковок и детских площадок до сохранения исторических зданий. В России, где роль жителей в управлении городами традиционно мала, эта практика пока только приживается. Но поскольку постепенно от антропоцентричного общества мы движемся в сторону симбиоцена (то есть симбиоза человека и среды, в которой он живет), то людей, желающих к ней приобщиться, становится все больше.
Один из инструментов, позволяющих упрочить симбиоз города и жителей, — так называемое соучаствующее проектирование. Оно предполагает активное участие жителей, урбанистов, градостроителей, представителей бизнеса и администрации в преобразовании локальных территорий.
Самые прогрессивные проекты нового девелопмента предполагают возможность для жителей самостоятельно программировать общественные территории и, таким образом, развивать в районе малый бизнес. Так, например, произошло при строительстве коттеджного поселка Миронцево, который архитекторы из «Бюро А4» проектировали при содействии бизнес-стратегов из «Сколково».
В этом случае архитекторы создают платформу, то есть многофункциональные пространства, а комьюнити решает, как ее развивать и что будет востребовано у жителей больше — детский клуб, экоферма или семейный ресторан. Так, в концепцию поселка Миронцево заложена свобода развития, основанная на предпринимательстве: предприятия малого бизнеса, основанные здесь, смогут обеспечивать продукцией близлежащие «обычные» поселки. Жители Миронцева могут влиять и на ландшафт, занимаясь собственным производством и используя теплицы, экоферму, площади под огород или яблоневый и вишневый сад.
«Мы поставили себе задачу пересмотреть консервативную и скучную типологию загородных поселков, — рассказывает сооснователь «Бюро А4» Сергей Марков. — Естественно, чтобы создать поселок для предпринимателей, нужно мыслить как предприниматель. Мы провели предварительный анализ — глубинные интервью и анкетирование. Изучив текущие предложения на рынке, мы обратили внимание на существующие инициативы «снизу» — от самих предпринимателей и основателей IT-стартапов. Есть запрос на создание загородных поселков с комьюнити — и это не просто запрос, а реальное желание».
Еще один недавний пример соучаствующего проектирования в России — концепция благоустройства озера Смолино в Челябинске, предложенная архитектурным бюро Wowhaus. Заказчиком выступил Челябинский трубопрокатный завод, решивший вернуть озеро горожанам, вовлекая их как полноценных участников процесса.
Смолино расположено на окраине города в непосредственной близости от завода, в черте промышленной зоны. Озеро является остатком древнего океана. В начале прошлого века здесь был бальнеологический курорт, вода была соленой и обладала целебными свойствами. Но со временем озеро опреснело и утратило свои свойства, перестав быть значимым для горожан. Для проекта был выбран метод соучаствующего проектирования и точечных коммуникаций со всеми стейкхолдерами и представителями бизнеса этого района, которые потенциально могли бы «перезапустить» это место и открыть поблизости свои точки.
«Помещать в фокус не здания, а интересы горожан — мировой тренд, — рассказывает партнер бюро Wowhaus Олег Шапиро. — Соучаствующее проектирование для нас важно еще и тем, что архитекторы не знают местность так, как ее жители, и современная разработка — это совместное творчество. В результате шести сессий в Zoom мы узнали ожидания людей и сформировали, скажем так, общественное техзадание. В перечень того, что нужно было построить, вошли событийная площадь, выходы к воде, круглогодично работающие павильоны, смотровая площадка, где можно наблюдать за восходами и закатами, площадки для детей, спортивных активностей и т. д. По опыту мы знаем, что чем больше групп будет выслушано, тем интереснее будет жизнь на этой территории: сохранятся существующие сообщества (велосипедисты, поэты, скейтбордисты), появятся новые бизнесы (ярмарки, еда, прокаты), разовьются новые активности (просмотр фильмов, игры в шахматы и т. д.), и все от этого только выиграют».
Через локальные сообщества — к гражданскому обществу
Есть проектные бюро, которые фактически сделали работу с сообществами одной из своих специализаций. В их числе московское бюро «НЛТР Практика». Бюро занимается работой с сообществами больше 10 лет и рассматривает их как основной двигатель развития территории.
«Любой архитектор или социальный проектировщик приезжает на территорию, что-то узнает о ней, а потом уезжает. А люди остаются. Именно поэтому очень важно, чтобы местное сообщество принимало решение о том, каким будет их город, и брало на себя ответственность за его дальнейшую судьбу, — говорит сооснователь «НЛТР Практики» Ольга Слинько. — Наше общество все еще сильно разобщено, и часто люди, которые по формальным признакам образуют какую-либо социальную группу, по факту ею не являются, потому что могут даже не знать друг друга. У них, как правило, нет канала, где бы они могли обсудить какие-то более сложные темы, чем перекраска стен подъезда» . По словам Ольги Слинько, для того чтобы сообщества появлялись и были устойчивыми, нужна позитивная повестка. В этом случае у людей появляются стимул и возможность для долговременного сотрудничества. Именно через локальные сообщества формируется гражданское общество. Так, «НЛТР Практика» помогает застройщикам создавать соседские комьюнити еще на этапе строительства дома. Жители охотно вовлекаются в процесс, знакомятся друг с другом, сообща решают бытовые вопросы.
Яркий пример — город Воткинск в Удмуртии, где с 2013 года существует общественное движение «Бюро добрых дел», которое занимается улучшением городской среды. Вместе с «НЛТР Практика» активисты подали заявку на конкурс для малых городов и поселений, причем на работу архитекторов деньги собирались краудфандингом. Также «Бюро добрых дел» отправило заявку в компанию adidas, которая затем в рамках своей социальной программы построила в городе футбольное поле. Кроме того, активисты договорились с яхт-клубом и открыли на Большом Воткинском пруду парусную школу, которую поддерживает «Газпром». В группе во «ВКонтакте» у «Бюро добрых дел» больше 4600 подписчиков — это много для такого небольшого города. Ольга Слинько предполагает, что именно сейчас, в период экономической нестабильности, в России может начаться бум различных сообществ — жители станут объединятся, чтобы вместе пользоваться какими-нибудь вещами, например оборудованием для ремонта или техникой.
Российское архитектурное бюро Megabudka также работает с проектами, где в работу вовлекаются разные группы жителей. «Мы разработали такой принцип, когда вовлекаем жителей и стейкхолдеров в процесс проектирования, чтобы они сами придумали то, что мы потом реализуем, — рассказывает сооснователь бюро Артем Укропов. — Была очень добрая история, когда мы делали двор с жителями небольшого дома. Мы собрали их на трехчасовой воркшоп, рассказали о хороших и плохих примерах, потом вместе сформировали критерии оценки, разбили жителей на группы, в которых они креативили. Жители сами разобрали идеи и сами же оценили свои проекты по этим критериям. В итоге выбрали базовый вариант, который мы потом дорабатывали, сохраняя основную идею. Выложили его в открытой группе во «ВКонтакте» и комментировали для жителей все этапы проекта. В процессе реализации они нам даже помогали с авторским надзором — фотографировали из окон, как проходит стройка, и присылали фото. Когда было открытие двора, жители дома устроили для нас концерт, представление со столом и самоваром. То есть сразу же начали использовать свое пространство».
Сейчас Megabudka проектирует автономный экогород будущего ProtoPolis, основой существования которого станет именно сообщество жителей. «В городе будет несколько сообществ. Одно гиперсообщество, куда входят 100% населения, а также субсообщества — группы людей, объединенные по каким-то интересам. Именно сообщества будут принимать все решения по бытовым вопросам. Для этого мы предлагаем использовать институт выборщиков, которые путем голосования будут принимать те или иные решения. Самих выборщиков будут выбирать по системе социальных рейтингов», — описывает проект Артем Укропов.
Помогать людям собираться вместе
Убедить горожан в том, что управление городами во многом зависит от них самих, преодолеть инертность и скепсис, которые до сих пор есть у многих россиян в отношении сообществ и соучаствующего проектирования, — задача номер один для архитекторов, властей и бизнеса. К счастью, уже появляются локальные инициативы, которые помогают сформировать соседские комьюнити.
«Термин «комьюнити» все науки понимают по-своему. Чтобы создалось сообщество, у людей должна быть совместная цель, место сбора, темпоральность, то есть по какой-то причине они должны собираться время от времени вместе, — говорит архитектор, эксперт по игровым пространствам и тактическому урбанизму, основатель образовательного проекта «Место» и партнер бюро UTRO Ольга Рокаль. — Например, мы делаем такой праздник, фестиваль «Районнале» — он про территории и про сообщества, мы уже организовали четыре праздника: в Москве, в Первоуральске, в Ижевске и в Элисте. Это формат локальных фестивалей, которые помогают менять среду и отношение к ней, активировать городские сообщества. Он интересен тем, что его программа составляется полностью из предложений жителей города, в котором он проводится. Организацией также полностью занимаются локальные сообщества, мы с партнерами лишь выступаем кураторами и помогаем. Это отличная точка сборки, потому что люди даже в небольших городах и знакомые друг с другом могут совершенно не представлять возможностей и компетенций друг друга».
Городские проекты, созданные в сотрудничестве с жителями, с большой долей вероятности окажутся востребованными и будут отвечать интересам большинства. А значит, потенциал локальных городских сообществ в деле трансформации территорий нельзя недооценивать — местным властям стоит прислушиваться к сообществам и, по возможности, помогать их формировать.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции