«Мои модели показывают, что мы удваиваем скорость смены парадигмы каждое десятилетие». — Рэй Курцвейл
На мой взгляд, это самая интересная мысль в книге Курцвейла, потому что она означает следующее: через 20 лет скорость изменений будет в 4 раза выше, чем сейчас. Иными словами, для тех, кому сегодня около 40 лет (как мне), когда в 2040 году им будет 60, скорость изменения парадигмы будет в 4 раза выше, чем сейчас. Они переживут год перемен (по сегодняшним меркам) за три месяца. А для тех, кому сегодня 10 лет (как моему сыну), когда им будет 60, они испытают год перемен за 11 дней.
Подытоживая эту мысль 10-летнего удвоения скорости, Курцвейл говорит…
«Мы не переживем сто лет технического прогресса в двадцать первом веке; мы станем свидетелями порядка двадцати тысяч лет прогресса (опять же, если измерять сегодняшними темпами прогресса), или примерно в тысячу раз большего, чем то, что было достигнуто в двадцатом веке».
Чтобы создать правило 10 лет, Курцвейл нанес на единый график крупнейшие вехи биологического и технологического развития…
И если вы хотите увидеть, насколько предсказуемым был технологический прогресс за последние 60 лет, рекомендую посмотреть это видео.
Что же будет, если через 20 лет скорость событий, меняющих парадигму, будет в 4 раза выше, чем сейчас?
«Если кто-то описывает вам мир середины двадцать первого века, и это не похоже на научную фантастику, это, безусловно, ложь. Мы не можем быть уверены в деталях; изменение само по себе является единственной уверенностью». — Юваль Ной Харари
Как я уже говорил, быстрая эволюция человеческой культуры, идей, стратегий и технологий — палка о двух концах: с одной стороны, инновации повышают эффективность, с другой стороны, они увеличивают конкуренцию.
Это происходит на трех уровнях:
· Гонка против людей. Люди и компании используют повышение эффективности, чтобы увеличить прибыль и получить дополнительное преимущество, тем самым еще больше усиливая конкуренцию. Это приводит к тому, что многие из самых умных и богатых людей в мире работают по 60-80 часов в неделю и ради этого жертвуют своими семьями, здоровьем и сном. Большие зарплаты выделяются няням, водителям, уборщицам и всему, что позволяет максимально увеличить и использовать рабочее время.
· Гонка против машин. Компании используют роботов и искусственный интеллект для сокращения рабочих мест. Это известно как гонка против машин. Многие технологии автоматизируют старые рабочие места и создают возможности для новых рабочих мест. Но чтобы воспользоваться этими возможностями, люди должны иметь возможность «мчаться» быстрее машин, изучая новые навыки. Мы видим предвестников автоматизации в магазинах без касс, автономных транспортных средствах и роботизированных фабриках. Только на эти три категории рабочих мест приходится более 10% рабочей силы и почти гарантировано их резкое сокращение в ближайшие 10 лет.
· Гонка против мира. Цифровизация вывела конкуренцию на совершенно другой экстремальный уровень. Вместо того, чтобы соревноваться с лучшими в своем регионе, вы соревнуетесь с лучшими в мире. Другими словами, вместо того, чтобы соревноваться с небольшим количеством людей, вы соревнуетесь с тысячекратным числом людей. Результатом глобальной конкуренции является то, что конкуренция становится экспоненциально более жесткой, и победитель получает всё.
Что означает экстремальная конкуренция?
С положительной стороны, эта растущая конкуренция создает невероятные инновации. С точки зрения потребителей: есть масса людей и компаний, которые спешат удовлетворить потребности, о которых они даже не догадывались, и что есть быстрее, дешевле и лучше.
С другой стороны баррикад, как исполнители, мы спешим обслужить клиентов. Такое ощущение, что мы на беговой дорожке, и если мы сойдем с этой беговой дорожки, мы можем непоправимо отстать. Даже если не всегда существует прямая угроза, которая очевидна, всегда есть скрытая угроза. Например, в настоящее время существует большое количество литературы о мегакомпаниях, которые потерпели крах из-за гаражных стартапов, потому что их темпы инноваций замедлились, а их высокомерие раздулось.
Мэтт Ридли резюмирует ситуацию в этой цитате…
«Одной из особенностей истории является то, что время всегда стирает преимущества. Каждое изобретение рано или поздно приводит к контризобретению. Каждый успех содержит в себе семена собственного ниспровержения. Всякой гегемонии приходит конец. Эволюционная история ничем не отличается. Прогресс и успех всегда относительны... В истории и в эволюции прогресс — это всегда тщетная, сизифова борьба за то, чтобы оставаться на одном и том же относительном месте, становясь все лучше и лучше. — Мэтт Ридли
Мы также наблюдаем стремительный рост неравенства: 2153 миллиардера в мире имеют больше богатства, чем 4,6 миллиарда человек вместе взятых, а 26 самых богатых людей владеют тем же, чем 50% самых бедных.
Мы также можем видеть, как темп жизни увеличился на многих других уровнях…
Фильмы стали быстрее и насыщеннее. Сравните первые «Звездные войны» и последние, попробуйте посмотреть первую часть со своими детьми – скорость сюжета слишком мала, чтобы удерживать их внимание.
Все больше и больше людей быстро перематывают медиаконтент. Все соц.сети добавили возможность смотреть контент на скорости 1,5x и более. Даже аудио-книги можно слушать на скорости до 2,5…
На все значимые книги появились «саммари» версии. Появилась целая индустрия по «сжатию» информации и ускорению освоения книг (SmartReading).
Наш язык становится короче, неформальнее и наполняется аббревиатурами...
Календари вместо 30-минутной дискретности делают 15-минутные. Скоро перейдем на 5-минутные слоты, как Илон Маск.
Наконец, мы все слышали о росте тревожности. Часто использование социальных сетей и технологических устройств считается основной причиной. Но, возможно, всё это является частью более глубокого феномена… ускорения времени.
Что делать?
«Чтобы идти в ногу с миром 2050 года, вам нужно будет не просто изобретать новые идеи и продукты, но, прежде всего, снова и снова изобретать себя заново», — Юваль Ной Харари.
Мы должны в первую очередь научиться меняться, управлять изменениями и делать это быстро.
Скорость изменений – ключевой фактор развития, как компаний, так и каждого из нас.
Успех – это успеть.
Продолжение следует…