Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Петербургский стрит-арт, жив ли ты?

«Urban art» — городское уличное искусство. Сложно выделить его особенности в какой-либо стране, поскольку оно разнообразно: от простых граффити до инсталляций. При этом можно отметить наиболее популярные направления в каждом регионе. Например, российский стрит-арт часто носит текстовой, концептуальный характер. В той же Испании художникам по душе реализм. Однако в этой сфере есть то, что сильно выделяет Россию, в частности город Санкт-Петербург, — непринятие и непонимание уличного искусства большей частью местного населения.

Корреспондент Дарья Бондровская провела настоящие поиски стрит-арта в нашей культурной столице, пообщалась с художниками и местными жителями. О том, почему уличное искусство не приживается в Питере и куда всё-таки пойти, чтобы его посмотреть, читайте далее в репортаже.

Токсичные отношения: Питер и уличное искусство

Удивительный ты город, Петербург. У туристов ты наверняка ассоциируешься с духом эпохи классицизма, Ростральными колоннами, Петром I, вечными дождями, а может, даже с пышками, но это не точно. Твоя европейская архитектура будто застыла в прошлом веке.

Вы, возможно, удивитесь, но сегодня на стенах зданий столь консервативного города красуются надписи граффитистов и иные работы уличных художников. Правда, зачастую их сразу же убирает, а точнее, закрашивает местная администрация. Да и сами петербуржцы не всегда готовы принять стрит-арт с распростёртыми объятиями. Мол: «Ишь тут разрисовали всё! Лучше бы здание отреставрировали, а картинки мы и в музее посмотрим».

Кстати, о музее. Как ни странно, именно в Санкт-Петербурге находится Музей стрит-арта, не имеющий аналогов в мире. При том, что неофициальная столица стрит-арта в России — Екатеринбург. Жители уральской столицы уже давно привыкли к уличному искусству, и для него не нужно какое-то отдельно выделенное закрытое пространство. Да и зачем оно, если есть целый город? Рисуй себе, сколько захочешь. Стрит-арт — это ведь о живом, о некоем бунтарстве.

И всё же, почему Питер не хочет меняться и приспосабливаться под современную жизнь? Может быть, городу сложно быть носителем молодёжной культуры?

Лучший способ найти ответы на все эти вопросы — выйти на улицу и пообщаться с людьми.

Стрит-арт — это не только рисунки на стенах

Ясная солнечная погода. Петроградский район. Кажется, что сердце Санкт-Петербурга бьётся именно здесь. Кстати, и уличного искусства тут тоже достаточно. Можно и классическое граффити на гаражах посмотреть, и даже на мурал (монументальная живопись) наткнуться. Нужно просто быть внимательным.

Замечаю маленький объект, который выделяется на фоне стен старого обшарпанного здания, — милая голубовато-бирюзовая коала. Она ещё и выполнена в технике пиксель-арт. Это такой мозаичный стрит-арт, когда уличный рисунок создан из кусочков плитки. Довольно редкая находка. Классно, что автор этого мини-произведения уместно поместил его справа от входа в зоомагазин «Филя».

Фото: Работа уличной художницы Pixelidilliarkke. Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Работа уличной художницы Pixelidilliarkke. Личный архив Дарьи Бондровской.

Помимо меня посмотреть пиксельную коалу остановилась пара незнакомых молодых людей:

— Ого, смотри какая коала! — говорит девушка.
— И что в этом такого? Обычная коала, приклеенная к стене, — чуть ли не с закатанными глазами фыркнул парень.
— Мне кажется, стрит-арт — это прикольно. А тут работа ещё в мозаичной технике сделана. Давай поближе посмотрим?
— Ладно, давай, раз ты так хочешь… — пробормотал молодой человек.

Хоть пара и подошла разглядеть пиксельную коалу вблизи, юноша явно не был в восторге от идеи своей спутницы. Разные люди, разные мнения. Наглядный пример того, что уличное искусство в Питере не всем по душе. К тому же, не все понимают, что стрит-арт — это не только рисунки и надписи на стенах. Существует множество его видов и стилей, знание которых также влияет на восприятие людей этого искусства.

Прощай, любимый «Дон Кихот»!

Уличное искусство — это не только про развлечение, но и про просвещение.

Декабрь 2021 года. Бегу по делам от метро Чернышевская. На одном из зданий, угол Моховой и Пестеля, вижу интересную работу молодого стрит-арт художника Кирилла Ведерникова — «Дон Кихот».

Испанское искусство в моей жизни всегда занимало особое место. На мой взгляд, испаноязычная культура — яркий пример патриотизма, значимости культурных ценностей своей страны, истории. А тут ещё и хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский красуется на стене дома. У нас! В Петербурге! Ну что за прелесть.

Фото: Работа уличного художника Кирилла Ведерникова. Фотография сделана в декабре 2021 года. Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Работа уличного художника Кирилла Ведерникова. Фотография сделана в декабре 2021 года. Личный архив Дарьи Бондровской.

Конечно же, я решила непременно запечатлеть рисунок на память. В этот момент мимо меня проходит пожилая женщина. Оборачивается и с удивлением говорит:

— О, снова нарисовали. Помню, как-то уже пытались закрасить.
— Видимо, да. Красиво, — пытаюсь я поддержать беседу.
— На такое хоть приятно смотреть. И стена не пустая, и всякой этой рекламы надоедливой нет. Вечно её клеят и клеят. А так можно и в музей не ходить, — со смехом говорит незнакомая мне бабушка, — Я же, милая, уже в возрасте, буквально от дома до магазина выбираюсь.
— Понимаю Вас. Жаль, что такого искусства в городе мало.
— А кто нарисовал-то это, знаешь?
— Да, один из молодых уличных художников.
— Молодец парнишка! Дай Бог ему здоровья, — улыбаясь, ответила незнакомка.

Жаль, бабушку не слышала ЖКС № 1 Центрального района города, которая решила, что стена этого дома больше подходит для рекламных плакатов. Несмотря на то, что нарисованный «Дон Кихот» уже успел стать своеобразной местной достопримечательностью, в конце января 2022 года работу снова закрасили. И кому помешал герой романа Мигеля де Сервантеса?

Многим из вас наверняка знакома подобная история с портретом Даниила Хармса на угловом фасаде дома по адресу Маяковского, 11. Её шесть лет назад к 74-й годовщине смерти писателя изобразили художники Паша Кас и Павел Мокич. Хармс вплоть до своего ареста жил в этом доме в 1925–1941 годах. Мурал также не пришёлся по вкусу администрации Центрального района Санкт-Петербурга, хотя местные жители, наоборот, высказывались за расположение портрета известного поэта и авангардиста на стене петербургского здания. Кстати, за сохранение монументального изображения выступали даже Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, и Георгий Полтавченко, экс-губернатор города. Но увы и ах.

Эх, Питер, почему же ты так не любишь уличное искусство, даже такое, эстетическое?

Мнение художника

Я за то, чтобы с любым неясным вопросом обращаться к эксперту. Вот и решила узнать о развитии уличного искусства в Санкт-Петербурге у человека, который не только сам создаёт его, но и многих личностей из стрит-арт тусовки знает.

Есть такой современный питерский художник — Стас Багс. С его уличным творчеством я познакомилась ещё на своей родине — в Екатеринбурге. Затем увидела пару работ в нашей культурной столице.

По правде говоря, Стас не очень любит, когда кто-то узнает его лишь по уличным работам. Он начинал с граффити в возрасте 11-12 лет, однако живопись тоже всегда была в его жизни, как и инсталляции, кинетические объекты.

Фото: Выставка художника Стаса Багса в кафе «Рубинштейн» (г. Санкт-Петербург).   Изображение от 7 мая 2022 года. Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Выставка художника Стаса Багса в кафе «Рубинштейн» (г. Санкт-Петербург). Изображение от 7 мая 2022 года. Личный архив Дарьи Бондровской.

Как-то я узнала, что у Стаса Багса проходит выставка, а точнее, дружеская встреча в кафе «Рубинштейн». Так мы и познакомились:

— Что думаешь про уличное искусства в Питере? — спросила я у Стаса.
— Его нет. Нет такого, как в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде или той же Москве.
— Почему?
— Петербург — очень консервативный город в этом плане. Он не про уличное искусство. Хотя за последние годы здесь появилось множество интереснейших авторов, о которых я раньше не знал. Например, Надя Аполинская, Витя Забуга и другие. Все они делают классные вещи, но масштаба нет.
— А что мешает?
— Екатеринбург тем же фестивалем «Стенограффия» приучил своих жителей к тому, что стрит-арт и граффити — это нормально. Петербуржцы так сильно берегут свой город, что даже боятся строить красивые и современные здания в центре. Мы восхищаемся старым, которому уже 300 лет, но что мы сделали нового? В данном случае, стрит-арт — это что-то новое, которое даёт городу быть живым. А мы — мёртвый город, город-музей, хранилище. Тут нет жизни. Да, красиво, классно, но что сейчас? Я за развитие и живой организм. В Петербурге сложно согласовать какую-либо свою работу на административном уровне. Поэтому художники ездят в другие города и создают на их территориях произведения искусства, а в нашем городе всё чистенько и стерильненько.
— Но всё же в Питере ведь есть какие-то места, где находится большое количество уличных работ?
— Да, конечно. Тебе нужно поехать в Севкабель. Там даже есть две большие мастерские, где все обычно тусят.

Туда я и решила отправиться на следующий день. К тому же мой интерес подогрела и информация о двух новых работах уличных художников Максима Имы и Турбена в восточной части порта (барная линия Исткабель).

Севкабель и его уличное искусство

Гости Санкт-Петербурга наверняка могут задаться вопросом: «А что это за место такое у вас, Севкабель?» «Севкабель» Порт — это одна из самых популярных сегодня локаций города, которая находится в Гавани Васильевского острова (Кожевенная линия, 34). Раньше здесь был знаменитый на всю Россию «Северный кабельный завод». Компания была одной из первых, соединивших телеграфной сетью Петербург с Москвой.

Буквально 6 лет назад завод оптимизировали, освободили 20% территорий и создали на ней культурно-деловое пространство, которое сокращённо называют «Севкабель». Сейчас здесь проводятся различные выставки, размещены лофты, мастерские и многое другое.

Напротив входа в Севкабель по-прежнему стоит здание самого кабельного завода, окружённое бетонным забором. Он весь заполнен уличным искусством: постеры, теги, пиксель-арт, граффити. Чего здесь только нет. Мой взгляд останавливается на одном мозаичном человечке, который в полном одиночестве расположен по ту сторону дороги. Решила подойти к нему поближе. Пиксельный герой похож на крутого мафиози или гангстера: чёрные очки, шляпа, костюм. В руках он держит что-то непонятное:

— Мам, а что у него в руке? — крикнула остановившаяся рядом со мной маленькая девочка, указав пальчиком на загадочного человечка.
— Пистолет, он же гангстер, — ответила своему чаду женщина.
— А почему у него очки чёрные?
— Ну, он же гангстер!
— А шляпа ему зачем?

Ответ был тем же — гангстер! Точно, значит всё-таки пистолет в руках у гангстера. У забавной почемучки закончились вопросы, и они ушли. Я же отправилась в само культурное пространство. Не всё же забор разглядывать.

Фото: Работа, выполненная в технике пиксель-арт, уличного художника Vladimir Net.  Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Работа, выполненная в технике пиксель-арт, уличного художника Vladimir Net. Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.

Первое, что сразу бросается в глаза при входе на модную территорию, — жёлто-бело-чёрный рисунок. Переплетение линий, которые похожи на корни деревьев.

Фото: Работа «The oscillation» Андрея Бергера.  Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Источник: sevcableport.ru
Фото: Работа «The oscillation» Андрея Бергера. Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Источник: sevcableport.ru

Новые уличные объекты находятся в восточной части, поэтому я повернула налево и обошла центральное здание.

Здесь меня встретило изображение вытянутой рыжей лошадки. Этого героя не раз можно увидеть и в других локациях Василеостровского района. Да что там, художник нарисовал милую пучеглазую лошадку в разных городах России! Имя автора не знаю, но в социальной сети Инстаграм* можно найти по нику @loshadka_eyes. Появился этот рисунок в Севкабеле ещё в 2019 году, а в апреле 2022 года его как раз обновили.

Фото: Работа «Лошадка». Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург).   Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Работа «Лошадка». Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.

Слева на здании Барной линии Исткабеля расположилась текстовая работа: «С правильным человеком начинаешь любить себя сильнее». Крупные красные буквы на нейтральном светло-голубом фоне. Цитата, словно картина, помещена в красную рамку и повешена на стену. Поиск в интернете показал, что послание о ценности психологического комфорта изобразили Даша Ястребова и @insta_muha в феврале 2022 года.

Фото: Аффирмация от проекта «Это знак».  Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург).  
Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Аффирмация от проекта «Это знак». Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.

Оглянувшись, я увидела справа от себя зелёные стебли, розовые цветы. Нет, не настоящие, снова нарисованные. Передо мной цветочная серия «Flowers» Максима Имы. Новая работа художника про петербургскую тягу к лету и солнцу. Часть изображённых цветочков тянется наверх из горшков, а другие будто стремятся к солнцу прямо из земли. В центре работы — абстрактная фигура из стеблей. У этого героя голубые глазки и головной убор в виде горшочка. По нему-то и легко узнать работу Максима. В его творчестве есть свои уникальные абстрактные персонажи, хоть и текстовых работ у художника тоже достаточно.

Фото: Цветочная серия «Flowers» Максима Имы.  Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Цветочная серия «Flowers» Максима Имы. Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.

Цветочная серия «Flowers» плавно перетекает в другой рисунок — спокойное море Турбена. Создана эта работа совместно с благотворительным фондом «Perspekivy».

Справа на палубе бело-красного корабля «Жизнь» стоит капитан с трубкой. Этот моряк в тельняшке произносит фразу: «Перспективы у каждого». Слева на главного героя летит белая чайка. Отмечу, что работы Турбена носят характер наивного искусства. Поэтому многим может показаться, что их нарисовал ребёнок, но это не так.

Фото: Цветочная серия «Flowers» Максима Имы.  Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Цветочная серия «Flowers» Максима Имы. Севкабель Порт (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.

В какой-то момент я услышала за своей спиной разговор двух молодых людей, который прервал мои размышления об уличном искусстве. Девушка и парень заметили мой взгляд:

— Извините, что отвлекаю, решила узнать ваше мнение об этом морском рисунке. Просто интересно, что другие люди думают о таком уличном искусстве, — обратилась я к паре.
— Мне кажется, это очень перспективненькая и жизнеутверждающая работа. Об этом в принципе и говорит сам капитан корабля. Я считаю, что автор молодец. Действительно, перспектива есть у каждого. Если у тебя корабль называется «Жизнь», то у тебя обязательно будет всё хорошо. А может, даже, как и тут, в тебя будет метить чайка, — рассмеявшись, ответила мне незнакомка, а парень согласился.

Думаю, что творчество Турбена оставило у пары в памяти позитивные воспоминания, по крайне мере они ещё долго стояли и мило разговаривали рядом с нарисованным моряком.

Подведём итоги

Кто-то уличное искусство отрицает, а кто-то нет. Города России наполнены инсталляциями, мозаичными арт-объектами, постерами, выделяющимися среди прочей рекламы.

Севкабель Порт – это явно позитивный пример пространства, где можно увидеть разнообразие уличного искусства. На моём пути встречались и другие работы, которые способны удивить: большой динозавр на коньках, яркий мурал от команды Vitae Viazi и т. д. Есть и соседний от Севкабеля новый культурный квартал «Брусницын», в котором также достаточно творчества уличных художников.

Фото: Культурный квартал «Брусницын» (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.
Фото: Культурный квартал «Брусницын» (г. Санкт-Петербург). Личный архив Дарьи Бондровской.

Однако то же самое нельзя сказать о центральной части города, где произведения урбан-арта чаще всего уничтожают.

Основная проблема непринятия чего-то нового людьми — непросвещённость в какой-либо области. Жители нашей страны, в частности Санкт-Петербурга, не понимают современное искусство, уличное искусство, что выражается в негативных эмоциях об этой сфере.

Да, в Питере урбан-арта не так много, как в том же Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве. Но оно есть. Хочется рассказать ещё про паблик-арт проект «Art Block», о граффити в заброшенном санатории в Стрельне, о летнем маршруте проекта «Субкультурный ландшафт» и многом другом. Но это уже будет отдельная история.

*Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.