Глава ВВС США Чарльз Браун-младший допустил передачу Украине современных истребителей от западных стран. Насколько реальны поставки самолетов украинской армии, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал политолог и военный эксперт Иван Коновалов.
Украина может получить от западных стран современные истребители четвертого поколения. Об этом заявил глава штаба Военно-воздушных сил США генерал Чарльз Браун-младший. К передаче Украине рассматриваются варианты из США, Франции и Швеции. Однако какие именно самолеты будут переданы, пока не сообщается.
Главными претендентами являются шведские истребители Gripen. От других машин они отличаются низкой стоимостью и небольшими размерами. Gripen — это первый истребитель в мире, который получил на вооружение ракету Meteor класса «воздух — воздух». Она способна поражать объекты за пределами видимости на расстоянии до 800 миль (128 километров).
Также рассматривается вариант Eurofighter Typhoon, разработанный совместно предприятиями четырех европейских стран: Германии, Великобритании, Италии и Испании. Предлагают поставлять и французский Dassault Rafale. Поставки истребителей, по словам генерала Чарльза Брауна-младшего, будут сопровождаться возможностью обучения украинских пилотов.
Политолог и военный эксперт Иван Коновалов в комментарии для «Слово и Дело» отмечает, что западные истребители слишком дороги — не только для европейских стран, но и для самих США. Именно поэтому заявление главы американских ВВС можно рассматривать не серьезнее, чем информационный вброс: идея поставки истребителей на Украину сопровождается слишком большим количеством сложностей — не только экономических, но и политических.
«Тут два простые тезиса, на которые сами американцы должны ответить. Первый тезис: они собираются отдавать свои самолеты? Я имею в виду истребители F-15 и F-16. Или же они хотят, чтобы самолеты передали их союзники в Европе? Это шведские истребители Gripen, европейские Eurofighter или французские Rafale? Какие конкретно самолеты имеются в виду? Потому что очевидно, что свои, американские истребители, они не хотят отдавать. Значит, они хотят заставить европейцев. Но все эти европейские самолеты, которые перечислялись Пентагоном, очень дороги. Кто будет за это платить? Платить никто тоже не собирается. У меня есть сомнения, что европейцы собираются отдавать эти самолеты», — отмечает политолог.
Не менее важен вопрос обучения пилотов. По словам политолога, на обучение украинских пилотов с нуля потребуется как минимум год. Соответственно, в случае поставки западных машин на Украину, придется использовать иностранных пилотов — фактически, наемников. Это подтвердит тот факт, что НАТО вступило в открытый конфликт с Россией через прокси. Американцы учитывают этот фактор и именно поэтому не торопятся с поставками истребителей, как бы активно Зеленский ни просил об этом своих западных партнеров.
«Допустим, американцы отдают свои F-15 и F-16. Но, чтобы научиться летать на этих самолетах, украинском летчику нужен как минимум год. Значит, на них будут летать не украинские летчики, а наемники. Как только этот самолет будет сбит, и там погибнет американский или британский наемник, будет задан вопрос руководству страны, которое поставило эти самолеты. Американцы об этом думают, и неудивительно, что у них есть сомнения. Они прекрасно понимают, что если поставлять самолеты, то уже с обученными летчиками. А обученные летчики — это не украинцы. И поэтому за гибель каждого из этих летчиков придется отвечать», — объяснил политолог.
Говорить о поставках истребителей пока рано — сегодня еще не разрешены трудности с поставками другого, уже заявленного вооружения на Украину. В начале июля Владимир Зеленский заявил, что в Киеве «уже никто не ожидает поставок той или иной авиации». Приоритетной целью сейчас является получение систем ПВО.