Найти тему
Дина Старовойтова

ТРИ ДНЯ В ПОЕЗДЕ

Со мной в вагоне много детей. Конечно, большую часть я проспала, но, просыпаясь, не могла не наблюдать за тем, что происходит вокруг. Это здорово, что я поехала на поезде. Получилось своими глазами увидеть детей, которые вырастут в подростков. В разных подростков. Несколько историй.

Купе

Со мной едет мама и сын. Мальчишке лет 8-9. Сели в Казани, едут до Красноярска. Долго. У него в арсенале тетради и фломастеры. Первый день он немного рисовал, он подо мной, на нижней полке. Красивые каллиграфические буквы, знаете, как граффити. Периодически показывает маме. Бегло окидывая взглядом результат, она резюмирует:

⁃ это что-то непонятное

⁃ вот собачку бы нарисовал

⁃ тебе что, интересно вот эти каракули чиркать?

Пытается объяснить. Мама замечает, что да, получается аккуратно, но надо что-то другое. Мальчишка откладывает рисунки, смотрит в окно и вздыхает:

⁃ Скучно… давай поиграем?

⁃ Ляг, поспи.

Ложится, спит. Просыпается:

⁃ Скучно… давай поговорим?

⁃ Я читаю. Займись чем-нибудь. Порисуй. Хочешь яблоко?

⁃ Не хочу. Дома съем.

⁃ Оно до дома не доживет.

⁃ Я не хочу есть яблоко.

⁃ Давай помою грушу.

Моет грушу, режет. Груша лежит. Пацан не ест, играет в телефоне во что-то. Разговаривает сам с собой.

⁃ Не бубни. Ты мешаешь людям.

⁃ Мам, мне скучно. Давай может в карты?

Раздают карты. Он несколько раз проигрывает. Становится неинтересно:

⁃ Я буду спать.

⁃ Ну вот и правильно.

Он ещё не полностью помогает себе телефоном. Он ещё рисует, ещё готов говорить, ещё ждёт, что с ним играть будут.

Что будет? Пацан научится общаться сам с собой, его мир ограничится тем, до чего он сам додумается. Да, конечно, дети должны уметь развлекать себя сами, но поезд — не самое развлекательное место, тут можно и помочь: поболтать, порасспрашивать о том, что за «каракули» и почему именно они, а, не как хочет мама, собачка. Можно много что обсудить — сейчас есть желание: «давай поговорим?» Пользуйся, налаживай контакт, поддерживай, когда сам не может себя вытащить из скуки. Милое дело и все карты в руки. Но кажется, что это неважно, что, по умолчанию, ребёнок будет всегда тянуться к родителям, всегда будет на связи и, в нужный момент, откликнется на просьбу.

А сумеет ли? Учится ли откликаться на просьбы? Если сейчас не откликаются на его попытки привлечь внимание и просьбы о помощи в борьбе (в данном конкретном случае) со скукой?

Отношения строятся на мелочах. Каждый день. Каждый час, я бы даже так сказала. Не упускайте моменты. По крайней мере, вот в таких, вполне расслабленных, подходящих для коммуникации, условиях. Тут нет ничего, что отвлекает, выматывает - едь, спи, болтай, играй, пей вместе чай с плюшками, слушай о каракулях. Будь на связи. И он на связи останется, когда вырастет.