Творческие люди пользуются навыками системного мышления. Я, например. Хотят не люблю само выражение «творческий человек», так что мой заголовок — ироничен.
Сразу скажу, что все описанное ниже — первая попытка применить системный подход к созданию творческого продукта с этим человеком (моей коллегой).
Самого продукта ещё нет, он в процессе создания, но есть описанная система, есть уже готовые части этого продукта.
И да, надо упомянуть, что я танцовщица и хореограф и создавала вместе с такой же танцовщицей, у которой не было знакомства с системным мышлением.
То есть у меня перво-наперво стояла задача познакомить коллегу с подходом, за короткий срок (получилось за полдня) организовать процесс нашей совместной работы так, чтобы получилось организовать командную Собранность.
Итак, мы начали:
- выяснили, что мы являемся Агентами, которые будут менять среду (это начался процесс создания общей понятийной базы, с помощью которой мы договариваемся, чтобы в обсуждении иметь ввиду одно и то же и сократить время работ)
- определили Среду (оказалось, это эмоциональный фон зрителя, в который мы хотим внести изменения)
- определились, каким способом (этот способ — создание образов движением, а образы и должны как раз воздействовать на Среду, создавая там позитивные изменения)
- заполнили таблицу неудовлетворённостей (выяснили, что мучает нашу душу, чего не хватает, затем описали проблему в виде противоречий, затем выбрали целевую систему и описали, частью какой системы это является)
Здесь будет пояснение. Заполнив таблицу неудовлетворённости, мы ощутили неудовлетворённость! Осталось такое ощущение, что на бумаге (в экзокортексе) написано одно, а мозг что-то ещё там подразумевает, но как-то подсознательно, непроявленно.
Стали выгружать дефолт систему в виде фактов. Взяли большой ватманский лист и в центре написали свою идею (неудовлетворенность в виде утверждения, например «Хочу быть понятой»), а вокруг писали все, что приходит в голову относительно этой идеи. Это было сделано в том числе для того, чтобы обнаружить те противоречия, которые в голове уже есть. И удалось обнаружить массу интересного! Например, при горячем желании быть услышанной, понятой (в роли Исполнителя, танцора), я при этом люблю сложность и выбираю сложные приемы, потому что, оказывается, считаю сложность признаком мастерства, а для меня важно продемонстрировать своё мастерство как Исполнителя и про задачу быть понятой речь не идёт. Но неудовлетворенность именно такая.
Тут же возникла потребность описать роли. Неудовлетворенность у Заказчика, приемы у Исполнителя — вот и путаница в этом месте. Всегда была, оказывается.
Дальше взяли чек-лист, который Анна Лубенченко предложила на курсе Собранности:
- Прагматическая цель — вызвать радость у зрителя, а вернее, набор ощущений, которые складываются в радость
- Контекст — современный физический театр, современный танец
- Почему заинтересовало именно сейчас — необходимо снизить высокий уровень тревожности и накопилось желание высказываться, используя накопившийся материал
- Временной масштаб — 3 месяца
- Желаемый итоговый результат — выступать для зрителя с этим творческим продуктом
- Роль — Заказчик и Исполнитель, Хореограф
- Поразмышлять над объектами — ментальные состояния (своё и зрителя), системное описание, приемы и инструменты танцевального мастерства для создания образов
- Мета-модели — вот здесь затык, надо разбираться
Дальше системное описание, краткое, но полезное, потому что сразу создаём объекты для деятельностного внимания, на которые это внимание и будем наводить (уже навели и получили в виде результатов в виде отснятого на виде первого материала).
Начали с Надсистемы (для чего делаем-то?)
И вот, честное слово, это ж неочевидно было раньше! Вот как было раньше: соберёмся, че-нить придумаем, а там как пойдёт. И придумывать будем как пойдет. И идеи вроде сыпятся щедро из головы, но на языке выглядят на набор общих описаний или уже готовых движений. А сказать, для чего вообще собрались и делаем, получалось в стиле «чтобы сделать этот мир лучше своим замечательным танцем!» или (кто поскромнее) «чтобы танцевать, отпустить себя, а что увидит зритель — это его выбор»
Здесь, кстати, множество противоречий. У моей коллеги возникло сопротивление (ненадолго, мы разобрались с этим, как с противоречием). С одной стороны, мы действительно не знаем, что возникнет в голове у зрителя, а с другой — Тебе Экспрессия ж.
Гарантий нет, но можно запланировать.
Сопротивление возникает, потому что кажется, что запланированные эмоции зрителя/слушателя — это ход для попсовых манипуляторов, а мы ребята тонкие, сложные, мы про душу и сложность этого мира.
Но системный подход и здесь рулит. Сделали описание и выяснили, что не манипулировать хотим и рассказать так, чтобы быть понятым (вот оно!)
Итак:
- Надсистема — это мы вдвоем, которые танцевальным движением создаём образы, соответствующие нашей идее и вызывающие у зрителя (не менее 10 чел) ощущение радости, в такой-то день такого-то года и такое-то время
- Целевая система — наш творческий продукт (этюд, постановка, номер)
- Система обеспечения — музыка из музыкальной колонки, сама колонка, костюмы, зал для репетиций, телефон для съемки, сценарий в экзокортексе, список инструментов и приемов, а также образов, тоже в списке, пространство для выступления
- Подсистема — набор движений, из которых состоит танец в выбранном ритмическом рисунке, мы сами, Исполнители, а также снятые на видео этюды
- Системы в окружении — коллеги, зрители (?), погода (то есть то, что погоду генерирует, атмосфера, природа), различные видео и оффлайн музыкальные и танцевальные спектакли в контексте современного танца, театра
Что ещё полезного удалось сделать…
Создать персонажей, несколько образов, инструменты, с помощью которых эти образы реализуются.
Создать этюды, отснять, отрепетировать.
Что считаю самым ценным:
- что удалось быстро договориться до того, чего мы хотим сделать — это здорово
- что получилось за 5 дней перейти от слов к делу
- что есть выгруженный в экзокортекс план работ, сценарий, списки приемов, описанные неудовлетворенности и противоречия
- что обсуждая, мы различаем, из какой роли сейчас говорим и таким образом помогаем друг другу обсуждать содержательно
- что внимание стало деятельностным и мы смогли выгрузить, описать объекты этого деятельностного внимания
- что у нас появилась возможность поменьше страдать от отсутствия вдохновения, так как всегда есть чем заняться, объекты-то определены и мы ищем между ними связь
#познавательное