Приветствую уважаемых посетителей fotosklad.ru! В 2022 году Россию накрыл очередной «бум» продаж электросамокатов. Торговые сетии онлайн-площадки сообщили о минимум двухкратном росте спроса. В интернете есть множество статей о том, как выбрать такое средство индивидуальной мобильности, но зачастую материалы содержат устаревшую или малополезную на практике информацию. Я же постарался сделать подборку максимально полезных советов на основании личного опыта, который включает без малого десять аппаратов, а также знания множества моих товарищей-любителей данного вида транспорта.
Без лишних слов – к делу! И прежде чем разобраться в том, как выбрать электросамокат, надо определиться, какие типы техники здесь встречаются.
Что такое «электросамокат для города»
Я предпочитаю один очень простой критерий, по которому делю электросамокаты. А именно – собираетесь вы эксплуатировать данный транспорт на тротуаре или на дорогах общего пользования. Поясню.
Модели для дорог отвечают следующим основным критериям.
1. Максимальная реальная скорость не менее 35 км/ч, иначе вы не сможете уверенно чувствовать себя в транспортном потоке даже на фоне общественного транспорта.
2. Наличие полноценной подвески как переднего, так и заднего колеса. Иначе первая же выбоина на асфальте отправит вас в травмпункт. Или ещё куда похуже.
3. Наличие райдера, который обладает водительскими правами, что позволяет ему без боязни выезжать на дорогу. Но самое главное – наличие полноценной защитной экипировки. Программа-минимум – шлем fullface, «черепаха» и мотоперчатки. Набор, который запросто потянет на 30-40 тысяч рублей, то есть треть цены самого электросамоката типа Ultron X2.
Выбор такого аппарата – тема для отдельной статьи. Вот только оглянитесь – много ли вы видите электросамокатов на дорогах общего пользования? По моим наблюдениям и общению с представителями различных магазинов, доля подобных «ракет» в продажах едва превышает 20%. Мне же хотелось бы сосредоточиться на классе, который выбирают оставшиеся 80% покупателей, а именно…
Модели для тротуара. В широком смысле для меня городской электросамокат – это именно та модель, с которым вы не собираетесь выезжать на дороги общего пользования. А значит, вам не нужна избыточная мощность, вес аппарата под 30 кг и выше и так далее.
Здесь есть одна простая характерная особенность-характеристика, мощность до 350 Вт. В таком случае получаем оптимальную максимальную скорость от 25 до 30 км/ч в зависимости от настроек конкретного производителя. На деле обычно можно выжать и больше, но в таком случае получится ускоренный разряд батареи и совсем уж неприличный пробег на фоне «одноклассников».
Максимальная скорость
Как я уже указывал выше, для городских электросамокатов не стоит вопрос выбора моделей в зависимости от скорости – таковая в любом случае не будет превышать 35 км/ч, а чаще – 30 км/ч. Сразу оговорюсь, что указанная производителем «максималка» очень часто рассчитана на людей весом 50-60 кг. То есть, при весе в 90 кг вместо ожидаемых, условно, 30 км/ч вы скорее всего получите 25-27 км/ч.
Интересный момент – в Евросоюзе законодательство об электросамокатах хоть и отличается в зависимости от страны, но часто имеет общие черты. В частности в том, что даже на относительно маломощном аппарате вас не пустят на тротуар.
Как правило, максимальная скорость ограничена 20-25 км/ч, а перемещение часто разрешено только по велодорожкам и дорогам общего пользования. Либо как в Италии – вы можете перемещаться в пешеходной зоне, но делать этого вам, скорее всего, не захочется из-за ограничения в… 6 км/ч!
Ниже приведу три основных диапазона скорости на тротуаре, чтобы было лучше понятно, почему супермощные скоростные аппараты здесь практически бесполезны.
- до 12 км/ч. С такой максимальной скоростью я перемещаюсь на электросамокате с ребёнком. Конечно, с разгоном до ~20 км/ч при условии прямого участка без пешеходов и с гарантированно и предсказуемо ровным тротуаром. В остальных случаях для безопасного маневрирования, торможения и объезда пешеходов в среднем получается именно 12 км/ч.
- 15-20 км/ч. Не секрет, что для прокатных электросамокатов во многих российских городах уже ввели скоростные ограничения до 15 км/ч. Иногда это касается отдельных зон (как в Санкт-Петербурге), иногда лимит распространяется на всю территорию (как в Сочи). По моим личным наблюдениям, да и по отзывам других райдеров, при условии наличия пешеходов на тротуаре, а также частого пересечения с выездами со дворов, при всем желании средняя скорость не превышает 20 км/ч.
- От 20 км/ч. Если пешеходов впереди нет, самое время ускориться! Однако этому может помешать несколько факторов. Во-первых, упомянутые выезды со двора, особенно когда дорога плохо просматривается из-за припаркованных машин. Во-вторых, качество покрытия тротуара. Грустно, но факт – в российских городах слишком часто встречается разбитая плитка или пестрящий трещинами асфальт. Быстро ехать в таких условиях банально некомфортно из-за тряски. Но что ещё важнее – есть шанс не увидеть глубокую ямку и отправиться в полёт.
Поэтому если вы не собираетесь тратить 30-40 тысяч рублей на экипировку и выезжать на дороги общего пользования, максимальной скорости около 30 км/ч вам будет более чем достаточно.
Мощность в рамках закона
Как я уже отмечал, в среднем мощность городских электросамокатов составляет 350 Вт. Это так называемая номинальная мощность – а есть ещё и пиковая, которая в 2-3 раза выше. Последняя может вводить в заблуждение – некоторые обозреватели указывают, будто она активируется как скрытый резерв при заезде в крутую горку, например. На деле же это не так, «пик» подключается только во время разгона электросамоката. При прочих равных то, насколько модель тяговитая и насколько бодро взбирается на подъёмы, скорее зависит от настроек в прошивке электросамоката.
На всякий случай отмечу, что подаваемый на мотор-колесо ток можно регулировать с помощью прошивки и тем самым ограничивать или увеличивать мощность. Однако в последнем случае нужно быть готовым к более быстрому разряду батареи.
Наверняка вы слышали о том, что в России для электросамокатов мощностью свыше 250 Вт нужны права, а на тротуарах, да и дорогах, уже регулярно штрафуют райдеров. В действительности ситуация выглядит следующим образом.
В российских ПДД нет такого понятия как «электросамокат». По формальным признакам данное транспортное средство в большинстве случаев приравнивают к мопедам (есть 2 колеса, скорость до 50 км/ч, мощность от 250 Вт). Это же следует из отечественной судебной практики, которая одновременно с этим зачастую трактует электросамокат как устройство для пешеходов. Как бы то ни было, соответствие критериям мопеда обязывает райдера иметь при себе права на управление транспортным средством.
Более того! ПДД совершенно однозначно указывают на запрет перемещения на мопеде (а значит, и электросамокате) по тротуару либо готовьтесь заплатить штраф 2 000 рублей.
В 2021 году российские власти основательно взялись за кикшеринг, после чего в этой сфере действительно не осталось моделей мощностью свыше 250 Вт. А заодно и электросамокатов без возможности удаленного ограничения скорости на определенных участках. Когда власти всерьёз возьмутся за жесткий контроль электротранспорта в собственности рядовых граждан – вопрос открытый. Пока же он остается таковым, на отечественных тротуарах я не просто вижу мощные скоростные модели, но за их рулем регулярно – подростков, что вдвойне усугубляет ситуацию.
Тормоза
В электросамокатах встречается всего два основных вида тормозов – барабанные и дисковые. Коротко о главном – по возможности выбирайте модели именно с барабанным вариантом.
Дисковые тормоза. Их вы повсеместно видите на велосипедах. Ключевые компоненты состоят из тормозного диска (ротора) и двух колодок, которые при необходимости торможения плотно прилегают к нему и останавливают вращение колеса.
Такой тип обладает несколькими существенными недостатками:
- при малейшем дожде или грязи роторы становятся влажными и тормозят гораздо хуже;
- по-хорошему, менять комплект ротор+колодки требуется каждый сезон, вместе с услугами мастера такое удовольствие будет стоить около 2 000 рублей;
- в отличие от велосипеда, роторы на электросамокате находятся буквально в десятке сантиметров от земли, поэтому не то что в лесу, даже в черте города их легко можно погнуть. И даже не в движении, а банально при перевозке в багажнике автомобиля.
Барабанные тормоза. Здесь тормозная система относительно герметично находится прямо в колесе. Если предельно упростить, то внутри расположено два полукруга-ротора. При торможении они сдвигаются к ободу колеса (точнее, барабана), контактируют с ним и замедляют его ход.
Основные преимущества такого решения:
- вся система расположена внутри колеса, а значит, отлично защищена от воды, грязи, пыли и т. д. Если же применяются уплотнители или герметичные подшипники, то защита и вовсе стопроцентная. Другими словами, погода и местность не влияет на эффективность торможения;
- роторы барабанных тормозов обладают огромным ресурсом и без проблем служат по 3-4 сезона;
- повредить барабанный тормоз механическим воздействием невозможно, ведь он спрятан в колесе.
Кстати, в некоторых электросамокатах барабанный тормоз расположен спереди. Может возникать опасение – как же тормозить, ведь можно запросто перелететь через руль. На деле – ничего подобного. При должной настройке мгновенная полная блокировка колеса невозможна – это раз. Два – мощности барабанного тормоза при скорости до 30 км/ч вполне достаточно для быстрой полной остановки.
Колёса – чем больше, тем лучше
Основной мой совет звучит так – выбирайте 10-дюймовые колеса максимальной ширины с бескамерными покрышками. Почему?
- Даже без учета ширины покрышек, при 8-дюймовых колесах вы будете просто замечательно чувствовать все неровности тротуара, не говоря о лесных тропинках. 10-дюймовые «катки» позволяют гораздо более мягко преодолевать мелкие и не очень препятствия. В продаже есть и несколько моделей с 12-дюймовыми колесами, однако из-за крупных колес требует более мощный аккумулятор, общее усиление конструкции и как следствие заметная прибавка в весе. Там, где при аналогичных характеристиках пробега скорости и пробега «обычный» электросамокат будет весить 13-15 кг, 12-дюймовая версия потянет на все 20 кг. Хотя если вам не нужно постоянно переносить модель в руках, это не проблема.
- Практически повсеместно в электросамокатах применяются покрышки шириной 2 дюйма. Вместе с 8-дюймовыми колесами получается отличный комплект для развития артроза кистей рук или остеохондроз шейного отдела позвоночника. С 10-дюймовыми моделями это не так заметно, но и здесь желательно найти варианты с шириной до 2,8 дюйма. Однако придется провести немало времени в поисках, так как по непонятной причине производители электросамокатов обычно не указывают ширину установленных покрышек.
- В зависимости от модели, камеры в покрышках могут запросто перетираться. Кроме того, любой прокол будет крайне болезненным – если вы не сам себе мастер, то придётся отправляться в сервис. Поменять покрышку на электросамокате, уж поверьте, гораздо сложнее в сравнении с тем же велосипедом. С бескамерными покрышками – совсем другое дело. Нужно только предварительно залить через ниппель немного антипрокольной жидкости (герметика), которая будет мгновенно купировать отверстия и предотвращать спуск воздуха.
Однако подходящих под мои идеалы электросамокатов не так много, поэтому как минимум отталкивайтесь от наличия 10-дюймовых колёс. Они даже в камерном исполнении и при 2-дюймовой ширине позволяют относительно комфортно чувствовать себя на родных тротуарах, которые чаще всего капитально уступают дорогам общего пользования по ровности.
Аккумулятор – ёмкость и безопасность
Не пытайтесь верить заявлениям производителя о пробеге на одном заряде или вычислять значение по току и напряжению или ёмкости. Серьёзно, объективные характеристики аккумулятора позволяют понять потенциал конкретной модели относительно аналогов, но не более. И верить всевозможным калькуляторам пробега и табличкам я бы не стал. Как только доходит до дела, в силу вступает вес райдера, самого самоката, настройки прошивки и ещё много факторов.
Лучше всего найти обзор интересующей модели, где автор безо всякой теории по GPS-утилите на смартфоне замеряет, за сколько километров произойдет разряд электросамоката до нуля. Ну, а дальше вы в зависимости от веса райдера и режима (как правило тест проводится в самом мощном режиме) получаете внятно понимание того, какой автономности следует ждать от модели.
Следующая важная вещь – наличие у батареи всевозможных степеней защит, без которых электросамокат в один не очень прекрасный день или ночь взорвется, вспыхнет как факел и сожжет квартиру. Далеко за примерами ходить не надо, печальных новостей хватало что в прошлом, что в текущем году. Поэтому следим, чтобы производитель указывал наличие как минимум защиты от короткого замыкания, перегрузки по току, перезаряда и перегрева.
Влагозащита
Если вы катаетесь исключительно по тротуарам, совершенно точно избегаете любых песчаных тропинок и не выкатываете электросамокат, пока на улице не станет полностью сухо после дождя… То рано или поздно вам это надоест. Если без шуток, то у самоката есть с множество мест, куда запросто может просочиться вода, грязь, песок и устроить вам феерически дорогой ремонт.
На что обращаем внимание:
- плата под экраном в районе руля, плата контроллера, плата BMS для управления батареей. Как минимум было бы здорово увидеть обработку электроники изоляционным лаком;
- дека. Входные отверстия плюс весь периметр крышки внизу. Гидроизоляция нам в помощь;
- подшипники колес. Обычные подшипники отлично пропускают внутрь колеса (а то и мотор-колеса!) всю мелкую грязь, не говоря о воде. Желательно подобрать для модели так называемых закрытые «промы».
В качестве бонуса иногда производители упаковывают батарею в герметичный пластиковый чехол, хоть это и не критично при условии гидроизоляции деки.
Электросамокат без влагозащиты. В зависимости от электросамоката, цены на гидроизоляцию стартуют от 2-4 тысяч рублей и достигают 10 тысяч рублей для топовых аппаратов. И ещё прибавляем пару тысяч рублей на подшипники. Если электросамокат лишён какой-либо защиты от влаги, в сервисе вам предложат следующие манипуляции:
- заливка изоляционным лаком всех плат;
- гидроизоляция деки и отверстий для кабелей;
- упаковка разъёмов в термоусадку;
- обработка обмотки мотор-колеса специальным составом.
Если на этом список закончился, спрашиваем у мастера – а как же закрытые подшипники с уплотнителями для обеспечения влагозащиты?
Дело в том, что в основной массе электросамокатов применяется обычный вариант без качественных уплотнителей. А это значит, что подшипники никак не защищены от попадания внутрь воды и песка. Поэтому если мастерская обладает соответствующими запчастями, лучше сразу попросить заменить на элемент, закрытый с обеих сторон каучуковым влагозащитным пыльником.
Как вариант, вместо уплотнителя в подшипниках, таковые могут быть установлены непосредственно перед ними на оси колеса.
Электросамокат с влагозащитой. Некоторые производители указывают наличие защиты от воды, однако крайне редко детализируют, о каких конкретно элементах идет речь и как реализовано заявленное. Например, может быть указано звучное «соответствует стандарту IPX5», а на деле выясняется, что в модели всего лишь помещён в защитный кожух аккумулятор и сделана гидроизоляция выходящих из него кабелей. Поэтому если такая возможность есть, не поленитесь найти на YouTube видео с полным разбором вашей потенциальной покупки.
Блиц-советы: на что обратить внимание?
Вряд ли вы откажетесь от покупки какого-нибудь Ninebot KickScooter Max G30 только из-за слишком узкого переднего брызговика или непозволительно низкого клиренса. Тем не менее, лишней приведённая ниже информация не будет.
1. Дорожный просвет. Если не брать в расчет электросамокаты-двухподвесы, стандартный клиренс составляет 7-7,5 см. В редких случаях доходит до 11 см. А чем он больше, тем выше вероятность, что модель будет царапать дном каждый встречный бордюр при съезде-заезде.
2. Очень часто в электросамокатах слишком короткие или узкие (или и то, и другое сразу) брызговики. Откровенно говоря, вариантов решения тут немного, но в продаже есть более-менее универсальные накладки для увеличения и расширения защиты райдера от грязи и воды.
3. Помним, что полноценные качественные вилки и подвеска в электросамокатах стартуют от 80 000 рублей. Либо производители пытаются найти компромисс c приемлемым качеством, но из-за этого страдают другие характеристики, прежде всего, ёмкость аккумулятора.
4. Я не стал отдельно рассказывать о весе, так как вилка у городских электросамокатов мощностью ~350 Вт не такая уж большая. Это либо 13-15 кг, либо 18-20 кг. Во втором случае причиной утяжеления как правило становится мощная батарея. Однако если вам будет нужно часто носить модель в руках, например, подниматься по лестнице в подъезд, хорошенько оцените свои силы.
ТОП-3 лучших электросамокатов для города
В настоящее время мой личный «конь» – Neoline T28, который при крайне скромной цене в 32 900 рублей обладает полной гидроизоляцией, бескамерными широкими колесами 10,5”/2,8” и огромным клиренсом в 14 см.
К сожалению, его нет в ассортименте fotosklad.ru на момент написания статьи, однако выбор в интернет-магазине весьма солидный. Позволю себе привести мини-рейтинг и выделить наиболее удачные на мой взгляд электросамокаты.
Xiaomi Electric Scooter M365, 26 500 руб
Нестареющая классика. Вряд ли я пойду против истины, если скажу, что именно с этой модели в силу её невысокой цены началось массовое увлечение наших граждан данным видом техники. На самом деле, у M365 хватает болячек, однако по ней у российских мастеров есть огромная база знаний и практики по тюнингу и устранению недоработок. Скажу прямо, я совсем не фанат 8-дюймовых колес, но с некоторых пор для Xiaomi M365 в продаже даже появились комплекты для перевода на 10-дюмовые «катки».
Ninebot KickScooter Max G30, 45 900 руб
Если кто не в курсе, основным инвестором Ninebot является небезызвестная компания Xiaomi. Сотрудничество получилось взаимовыгодным, так как одна сторона получает отличную финансовую поддержку, а другая – «мозги» для разработки собственных электросамокатов. Следует отметить, что Ninebot сознательно или нет, но явно придерживается философии Xiaomi с выпуском весьма выгодных моделей по относительно низкой цене.
Ninebot KickScooter Max G30 хоть и не лишён недостатков, но на фоне подавляющего большинства конкурентов выделяется бескамерными 10-дюймовыми колесами, приличной (пусть и не полной) гидроизоляцией и отличным качеством сборки. Я рекомендую именно версию G30, так как модель G30P стоит почти на 25 000 дороже, но из заметных преимуществ даёт только более высокую скорость, 30 км/ч вместо 25 км/ч.
HIPER Model Z, 52 660 руб
Как я уже говорил, если вы все же встретите двухподвесные электросамокаты до 70 000 рублей, то, скорее всего, производитель будет экономить на ёмкости аккумулятора. И всё же, если учесть, что чаще всего заезд туда-обратно у владельцев самокатов не превышает 10 км, то реальные ~20 км суммарного пробега HIPER Model Z выглядят терпимо. Да, заявлены все 34 км, но при мощности в 800 Вт взрослый райдер проедет явно немногим больше пары десятков километров.
Коротко о главном
1. Если вы не собираетесь выезжать на дороги общего пользования (и дополнительно тратить 30-40 тысяч рублей на экипировку), то ваш выбор – городской электросамокат мощностью до 350 Вт.
2. Да, согласно российскому закону, у владельца электросамоката мощностью свыше 250 Вт должны быть права категории «М», иначе – штраф. Однако на практике массовых случаев «отлавливания» райдеров до сих пор не наблюдается.
3. По возможности лучше приобретать электросамокат с барабанными тормозами – они гораздо более беспроблемные, надёжные и дешёвые в эксплуатации в сравнении с дисковыми.
4. Чем больше и шире колеса, тем лучше электросамокат амортизирует неровности. В идеале следует рассматривать к покупке 10-дюймовые модели. Если у вас нет жёсткого ограничения по бюджету, лучше избегать 8-дюймовые колеса, иначе вы рискуете жестко прочувствовать каждую трещинку и неровность на тротуаре.
5. Крайне полезной особенностью будет бескамерная (tubeless) установка покрышек. Либо по умолчанию, либо перевод купленной модели на такой способ. Это с одной стороны добавит амортизацию, с другой позволит не бояться проколов.
6. Фактический пробег может в зависимости как от условий поездок, так и настроек производителя очень сильно расходиться с заявленным производителем. Или тем, что вы теоретически предположите на основании параметров батареи. Реальные тесты-обзоры техники – «наше всё».
7. Не жалеем денег на гидроизоляцию, экономия может выйти боком из-за попадания в электросамокат пыли, песка, грязи и воды. Если производителем заявлена некая влагозащита, необходимо очень внимательно изучить вопрос, каких элементов модели она коснулась.
8. Вес городского электросамоката обычно составляет либо 13-15 кг, либо 18-20 км. Как правило, основной фактор прибавки тяжести – более ёмкий аккумулятор. Если вам постоянно нужно переносить модель в руках по лестнице, лучше выбирать аппарат до 15 кг.
И последний совет – лучше обращать внимание на модели, которые уже не первый и даже не второй год находятся в продаже, а их производитель прямо сообщает о постоянных улучшениях и доработках. Так вы очень серьёзно снижаете риск за свои же деньги попасть в ряды тестировщиков новой продукции и её болячек.
На этом у меня все, желаю уважаемым читателям удачного выбора и беспроблемных поездок!