Найти тему

Лень или диагноз? Это должен знать каждый родитель: дислексия и дискалькулия у детей

Детей с проблемами в учебе часто обвиняют в лени и глупости. Но обычно такие трудности связаны с наличием нарушений — дислексии и дискалькулии. Согласно статистике, подобные расстройства имеет около 20% людей во всем мире.

Дислексия и дискалькулия — что это?

Это нарушение способности ребенка к чтению и счету соответственно. Подобные расстройства являются локальными, это значит, они не влияют на уровень развития человека и формирование иных умений.

Несмотря на то, что данные нарушения очень распространены и признаны во всем мире, российские доктора редко ставят подобные диагнозы. Обычно в нашей стране такому ребенку приписывают отставание в развитии или другие неизлечимые отклонения.

В последнее время ситуация стала меняться и на данную проблему обратили внимание. Дислексию и дискалькулию активно исследуют и пытаются найти способы реабилитации детей с подобными нарушениями.

Диагностика расстройств

Заподозрить наличие расстройств можно уже в возрасте 4-6 лет. Тем не менее финальный диагноз для детей с дислексией и дискалькулией ставят в 7-9 лет. Именно в это время соответствующие навыки должны быть сформированы.

Симптомы, которые могут говорить о наличии нарушений:

  • постоянная замена одних и тех же звуков другими при чтении и букв в процессе написания;
  • во время чтения у ребенка начинает болеть голова;
  • ребенок не может следить за строчками, перескакивает с одной на другую;
  • читая текст, ребенок не может запомнить его содержание;
  • не дочитывает полную форму слов, изменяя их окончания;
  • зеркальное написание букв;
  • путает направления: влево, вправо, вверх, вниз.

Дети с подобными нарушениями очень быстро утомляются в процессе чтения или при совершении подсчетов.

Как решить проблему?

При своевременном обращении к специалистам, проблему дислексии и дискалькулии можно решить. Психологи, дефектологи и логопеды могут подкорректировать ситуацию и помочь ребенку справляться с небольшими текстами и несложными математическими заданиями. Подобные нарушения нечасто принимают тотальную форму, при которой ребенок совсем не может читать или считать.

Специалисты определяют, как действуют основные функции ребенка, необходимые для формирования умений чтения и счета: координация, зрение, сукцессивные функции. После этого они составляют программу реабилитации, которая помогает восстановить правильные нейронные связи.

Например, часто причиной отклонений становится нарушение зрения. В этом случае ребенок не в состоянии долго держать взгляд на одной строчке. Таким детям эксперты рекомендуют заниматься специальными упражнениями для глаз. Другим пациентам назначают занятия на правильную работу вестибулярного аппарата и т.д.

Основным условием реабилитации является регулярность занятий. Чтобы воссоздать нейронные связи, делать упражнения нужно каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Это принесет больший эффект, чем 40-минутный урок, но 1 раз в неделю.

Таким образом, трудности в обучении часто не являются показателем отсталости ребенка. Они могут быть вызваны распространенными в современном мире отклонениями — дислексией и дискалькулией. Важно вовремя выявить проблему и заняться ее устранением.

#школьное образование #учеба #образование #обучение детей #школа #дети #детииродители #полезные советы