В четверг, 21 июля смотрите на канале «Кинопоказ HD» фильм Оливера Стоуна «Александр» о великих свершениях и роковой любви императора Александра Македонского. Телеканал «Кинопоказ HD» доступен в хорошем качестве в онлайн-формате.
Мама Олимпия учит маленького Александра Македонского никогда не сомневаться, знакомя со змеями. Примерно тому же учит его одноглазый папа Филипп, король Македонии, когда силой овладевает строптивой женой на глазах сына. Александр хорошо усваивает урок, когда сначала укрощает коня, а потом и полмира к востоку от родной Македонии. Продвигаясь с войском все дальше и дальше, молодой император становится заложником своих завоеваний: домой он так и не вернется. Зато покроет себя славой, какая не снилась никаким Ахиллам и Гераклам, которыми он вдохновлялся в юности.
Режиссер Оливер Стоун постарался осмыслить исторический успех богоподобного Александра в очень удобный момент развития кинематографа. В начале 2000-х громко возродился жанр пеплума – фильма про античность, с масштабными сценами битв, атлетами в легких туниках и страстями, достойными Софокла с Эсхиллом. Собрал урожай «Оскаров» фильм Ридли Скотта «Гладиатор», титаническую кассу подняла «Троя» Вольфганга Петерсена – «Александр» вполне мог повторить их успех.
Для этого у Стоуна были многие предпосылки. Во-первых, его собственная репутация создателя успешных лент «Прирожденные убийцы», «Рожденный четвертого июля», «Уолл-стрит». В музыкальном байопике «Дорз» режиссер сумел выжать самый сок из культовой фигуры Джима Моррисона – жизнь великого завоевателя Александра Македонского тем более тянет на красивую легенду.
Во-вторых, в «Александре» занят сильный кастинг, от молодого Колина Фаррелла, уже проявившего актерскую гибкость в главных ролях – например, в фильмах «Телефонная будка» и «Рекрут», и прочих красавчиков его поколения – Джареда Лето, Джонатана Рис-Майерса – до соблазнительной Анжелины Джоли и почтенного оскароносца Энтони Хопкинса.
В-третьих, полторы сотни миллионов бюджета позволяли наворотить шикарные декорации и эффектную войнушку, чем Стоун и воспользовался. Возможно, битвы при Гавгамелах и при Гидаспесе исторически прошли несколько по-иному, но сложно отказать в зрелищности их воссозданию в «Александре». Блеск экранного Вавилона застит глаза своей нарочитой избыточностью и туманит разум картинами порока – как и полагается.
Боевые слоны и манящие наложницы, чудовищное коварство и чистая любовь, высокие взлеты и сокрушительные падения – фильм был создан для успеха. Но не снискал его, едва окупившись в прокате и собрав сомнительную критику. Устав от мужчин в сандалиях, публика переключилась на высокобюджетное фэнтези. Однако «Александр» остается бравой попыткой охватить масштаб легендарной личности в историческом и личностном контексте.
Смотрите исторический байопик «Александр» на канале «Кинопоказ HD» 21 июля в 23:05.
Фото: IMDb