Данный текст ориентирован на гордых самостоятельных женщин, владеющих авто, но нифига не понимающих в их устройстве, а так же для гламурных мальчиках примерно из той же категории. Дабы немного приоткрыть завесу. Вообще мой рабочий круг преимущественно именно такой. Раньше говорили - наездники. Небольшой ликбез для данной аудитории.
Вызвано тем, что мой боевой конь плавно подошел к серьезному, но запланированному ремонту двигателя, а когда я стал примерно обрисовывать ситуацию коллегам в курилке, мне пошли советы из рубрики "проще пристрелить". А уж когда узнают паспортный возраст моего железного коня... Нет ребята, тут история совсем иная. Хотя есть и минус моего подхода: мою машину оценивают по рынку, на уровне остальных колымаг такого же возраста. То есть продавать мне ее не имеет особого смысла, ибо дадут копейки.
Впрочем, еще лет 10 и она начнет дорожать, и круг замкнется.
Но сча не про это. А про то, как вас стригут. Пошли по пунктам.
Обслуживание у официального дилера сохраняет вам гарантию.
Гарантия гарантии рознь. Естественно, она не распространяется на расходные материалы, которые и используются при регулярном техобслуживании. А на что тогда гарантия?
В моей практике из всех моих знакомых именно по гарантии однажды менялся радиатор. Потек на новом авто из салона. Брак. И то там интересная история общения с ремонтниками. Меняли в итоге по решению суда, ибо была возможность поставить неисправное авто в гараж и старая вторая исправная машина еще была бодрячком; дилер уперся, что вина владельца, в результате удара камня... Да и странно было, что как-то резко ребятам повезло с машиной, на которую очередь полгода, а тут вдруг нашлась. Походу многоходовочка была изначально, но... В общем, слово за словом, к пониманию не пришли. А время и желание было побадаться. Мы не юристы официально, но скил прокачен практикой. В общем, суд так суд.
Далее представитель дилера зачитал бред в суде. Про то, что радиатор получил механическое воздействие в результате удара. Камнем, то есть на дороге, по вине водителя. Снизу, как-то из-под бампера по их версии. От таких случаев на машине устанавливается дополнительная защита - обычно при продаже по конскому ценнику вам ее предлагают установить. А мы ставили сами, ибо это дешевле и не сложно, но о чем дилер не знал. В сервисной книжке-то про это ни слова. В общем данный факт получение такого повреждения исключал. И произошла смена тактики сразу в сторону не квалифицированной установки. Как можно неквалифицированно прикрутить металлический щит, я без понятия. Но! Это то, что необходимо доказывать в суде, и делать это сложно. У дилера куча лицензий официальных на такие работы, и типо обученный персонал, а ты кто? Но в нашем случае был один интересный момент, сломавший линию защиты.
Поскольку работу эту делал и лично я, и меня эта предъява тогда задела, уважаемому суду был продемонстрирован диплом одного московского автомеханического института, и как-то вопрос о квалификации потихоньку отпал. Потому что в данном случае это был документ от официального государственного учреждения, оперирующего ГОСТами и нормами, а вот автопроизводитель лавочка частная, и кому они там что доверяют... И мой вопрос, обладают ли работники их сервиса какой-либо аналогичной квалификацией, поставил представителя дилера в крайне невыгодное положение. Короче суд мы выиграли. Радиатор нам поменяли бесплатно. Через полгода после диагностирования проблемы.
Но еще раз. Это частный случай. По гражданским делам вы должны доказывать каждый свой чих самостоятельно. Тут нет презумпции невиновности, как в уголовном производстве. Как доказать гаражному автомеханику дяде Васе свою квалификацию? В общем-то, никак. Мой вариант немного уникален.
К слову, осуществлять ТО авто имеют право не только официальные организации. А вообще кто угодно, кто умеет это делать, законодательство это никак не регламентирует. И гарантия при этом сохраняется. Но доказывать квалифицированный ремонт достаточно проблемно. Нет пояснения этому понятию внятного.
И к сожалению, это норма. Послать клиента с его проблемами в пешее эротическое путешествие - обычная практика на территории этой страны. Потому что большинство реально уходит, куда им указали.
В качестве маленького персонального бонуса этой конторе лично от меня: автомобили Хундай - УГ! Хотя ладно. Авто нормальные. А вот кто их обслуживает...
Вообще, новый автомобиль свой гарантийный срок выходит без проблем, за исключением одного но: если при его сборке не допущен где-то брак. Какого-то узла, или механизма. Такое бывает. Но и вылазит баг в большинстве случаев в первый год жизни авто, когда еще даже первое регламентное ТО иной раз не сделано. Т.е. вылезет поломка в этот период - пусть официалы делают. Нет - вряд ли вы вообще столкнетесь с чем-то, что будет признано гарантийным случаем. Если только о китайских авто положительные отзывы этого плана, они себе репутацию набивают и не отказывают по беспределу, и пока очень лояльны к клиентам, но там машины на любителя.
И еще один интересный момент. Вы замечали, что мастера у дилера все более-менее чистые, в красивых комбинезонах? А это потому, что они настоящим ремонтом занимаются раз в год по обещанию. Масло поменять, фильтры открутить, колодки - это да. А когда доходит дело до настоящего ремонта, то вполне возможно дядя Вася из ваших гаражей сделает его качественней, потому что он ремонтирует более возрастные машины, такого опыта у него больше, и рука у него на серьезный ремонт набита гораздо лучше. Правда видок у этого мастера будет тот еще: грязный, со следами масла и смазки, в потертой рабочей робе... Не гламурненько выглядит. А еще курит, сплевывает и матерится...
И кстати, о регламенте ТО.
Который обязывает вас менять масло в двигателе раз в 10к км (иногда 15к, еще реже - 20к). Но не реже раза в год! Вам дилер любезно напомнит о себе по телефону, денег-то охота.
В чем тут косяк? Это больше маркетинговая штука. Т.е. автопроизводители рассуждают так: люди будут покупать авто, которое реже надо обслуживать. Что логично. Вот и повышают интервалы. До предела. А предел - это что бы машина начала ломаться как раз после окончания гарантии. Раньше нельзя. И это порождает соответствующие нормы. Например, в коробке передач менять масло не надо вообще. На весь срок службы авто. По мнению регламента ТО, естественно. Вот только срок службы авто по этому мнению - это гарантийный срок. Вот и хватит коробки примерно на эти 150к км. Это "корейская" гарантия, остальные вообще ставят 100к. км. А дальше? Замена узла, чаще проще целиком. А можно изначально удвоить этот ресурс. Как минимум удвоить.
Поэтому машины, сошедшие с гарантии по возрасту или пробегу, от такого обслуживания часто уже подубиты. И потребуют серьезного ремонта. А сервисная книжка с отметками о каждом ТО? Это лишь еще одна маркетинговая фишка, целью которой является привязка клиента и выкачивание денег. И не более того. Именно поэтому машины в возрасте, но с одним владельцем - в ходу, даже с пустой этой книжкой. Причем в данном случае это скорее плюс. Этот человек свое авто берег изначально сам.
Короче. В условиях города и пробок, данный пробег завышен. Актуальный 6-7к км. И менять масло. 250 моточасов допустимо. Больше - уже плохо. Считайте дальше сами.
И о масле: каждый производитель вешает лапшу на уши, что вот только такое, и никакое иное. Под "таким" фигурируют какие-нить Шелы, Мобилы, Кастролы... Даже у далекого от авто тематики человека эти марки на слуху.
А что будет, если в авто залить масло Лукойл? Страшно звучит, правда? А ничего не будет! По факту ничего не измениться. За исключением того, что вы сэкономите денег. Потому что никто в РФ (нефтедобывающая страна, если кто забыл) не будет экспортировать нефтепродукты в здравом рассудке, у нас как-то все в обратном направлении. Соответственно все, или почти все масло, производится здесь. Это банально дешевле. По лицензии, ессно. Отличается только присадками, которые привозят "оттуда", и забодяживают это в российскую основу. Отличаются ли присадки? Ну да, немного. Но не так, что бы в разы сделать эти самые Шелы, Кастролы и Мобилы волшебными и эффективными. Ну ок, может на 10%. А цена-то - раза в три. Более частая (обоснованная) замена масла эту разницу просто убирает. Как и снижает требования к другим расходникам в виде различных фильтров. А этот ваш буржуйский Фольксваген Лукойл просто по тихому на производстве в РФ заливает в свои новенькие авто. Только тсс... Это секрет. Так-то эти немцы рекомендуют какой-нить не менее немецкий Мобил, ессно.
И еще о расходниках.
Естественно, каждый дилер будет утверждать, что ставить надо только оригинальные запчасти. А что это такое, оригинальное?
Как правило, ни один автозавод сам не производит, например, масляные фильтры, а покупает у кого-то готовую продукцию. В моем случае, компания Форд покупает их у компании Бош (тоже марка знакомая даже домохозяйке, правда?), и лепит на них свою наклейку. Впрочем, партии и конкретные производители могут меняться в пределах одной марки авто. И свой интерес компания Форд заложить в цену не забывает. Причем этого никто и не скрывает, маркировка фильтра выдает его происхождение. Бизнес, ничего личного. Та же самая история со свечами, тормозными дисками и колодками, маслами и антифризами... Все то, что необходимо менять на ТО.
Но и это не все. Компания Форд деньги считать умеет. Американцы же. Поэтому они ставят фильтры на машины нифига не лучшие. А какие? Те, чей производитель дешевле предложил свои услуги. На эту продукцию наносится брендовый знак авто. Т.е. ситуация, когда есть что-то лучше того, что рекомендует вам поставить диллер, вполне себе рядовая. Но рядовой потребитель разницы не понимает, тогда зачем ставить лучшее? Вам поставят то, что нужно продать.
Пример из одного магазина запчастей:
Чего мы тут видим?
Первый - оригинальный фильтр Форд. Вот его вам и впарят. Под ним Бош - ровно тот же самый, но без лейблов Форда. Ниже - просто хороший корейский фильтр, вариант на случай если вас придавила житуха, и есть желание разумно сэкономить. Или жизнь вашего авто клонится к закату/продаже. Ну а последний - фильтр, который просто лучше того, что рекомендует дилер. Ман не только грузовики производит. И дилер его вам не поставит по своей инициативе. Зато народ вон отметил пятеркой.
Выводы осилите?
Но вероятно многие скажут, что это все экономия на спичках. Пока у вас машина новая - да, расходы не такие и значительные. Меняется по сути только масло, все остальное еще новое и ресурс в запасе имеет. Вам дилер может эти ТО и подогнать бесплатно в подарок при покупке авто. Из этих соображений, первые ТО и делают у официалов, дабы не потерять гарантию. Но с каждым следующим ТО вам нужно все больше.
А что вам никто просто так не подгонит? Например, тормоза имеют свойство изнашиваться. И вот тогда вам понадобиться примерно такой рем комплект:
Это только перед, еще у машины есть зад. Удивит вас дилер примерно в районе ТО-3 с колодками. На ТО-6 нужно менять и диски.
Не подготовленный хомячок приходит к выводу, что его машина фсе, пора стрелять и искать новую. А на самом деле, это замена расходников, и не более.
Аналогов, которые вам просто так никто не предложит, чуть больше, чем дофига. От китайских сомнительных вариантов, до известных брендов. В общем, вариантов на вкус и цвет, я выбрал из разряда дёшево и сердито:
Компания TRW специализируется на тормозах, кто не в курсе. Один из поставщиков. У вас запросто за маркой вашего бренда могут стоять именно эти тормоза. Особенно их любил концерн Рено-Ниссан. Разница в уровне цен ощутима?
А еще можно поставить более эффективные тормоза на авто, чем это предполагается изначальной конструкцией. Просто штатные тормоза у большинства авто в условиях летней жары в режиме газ-тормоз (ака город от светофора к светофору, или трасса за городом в режиме плотного потока в пятницу вечером, или серпантин горный на пути к морям) имеют обыкновение перегреваться и терять эффективность. Лично мне это не нравится, так как впрямую влияет на безопасность. Поэтому тормоза я обычно всегда делаю лучше. На что это влияет? Тормозной путь со скорости 90 км/час составляет 35 метров (в среднем у легковых машин). Мой апгрейд позволяет уменьшить его на 3-4 метра. Кто знает, может эти метры где-нить пригодятся...
Но это уже тонкости на любителя. Многие про этот абзац текста вообще не в курсе, и ездят же. Главное иконки прилепить на видное место.
Итого:
А вывода основных два: обслуживание у официального дилера четко по регламенту срок жизни вашему авто в большинстве случаев, как ни странно, только сокращает. Второй: денег из вас они сосут покруче пылесоса. А то, что они иногда делают по гарантии, многократно перекрывается итоговой сметой. Хотя, естественно, всегда найдется пример фатальной смерти двигателя и замены его по гарантии. Заинтересованная сторона у этих вбросов тоже очевидна. Причем, я про смерть двигателей и замену по гарантии слышал, про смерти коробок передач - практически никогда. Почему? Узел-то не менее важный. Уж не потому ли, что последняя домохозяйка знает, что у машины есть двигатель. А вот для чего эта ручка? Что бы ездить вперед и назад!
Но так же справедливо и другое: за незнание тех части вашего авто, вы платите ценник в несколько концов. Девочкам еще простительно, а мальчикам должно быть стыдно. Вопрос именно в знаниях, никто вас лично не заставляет заниматься ремонтом авто. Вы можете привезти дилеру свое масло, свои расходники. И посмотреть на их кислую реакцию. Послушать отговорки...
Для проведения этих не самых сложных работ нужны руки не из задницы место, где самому можно осуществить эти мероприятия, навроде гаража, плюс набор инструментов стоимостью пара тыщ рублей, либо независимый автомеханик с репутацией ответственного человека. Причем услуги этого автомеханика стоят прямо пропорционально расстоянию от Москвы. Срок работ - пара часов. Так что иногда можно совместить приятное с полезным, визит на природу и обслуживание авто.
И кстати, вот вам еще один хинт: стоимость вашего хорошего б/у авто старше 5 лет тоже растет с увеличением расстояния от Москвы. Просто там люди беднее, соответственно в машинах и ремонте немного больше понимают. Вернее, более заинтересованы в таком понимании. Подход другой совсем.
Такие дела.