Впервые в России поездом дальнего следования управляет женщина.
Первой женщиной-машинистом поезда дальнего следования в России стала 41-летняя екатеринбурженка Оксана Соколова. Об этом сообщили в пресс-службе РЖД. В 2021 году Соколова прошла обучение по специальности «помощник машиниста», а в 2022 сдала экзамен на право самостоятельно управлять электровозом.
Что известно об Оксане Соколовой?
Оксана Соколова работает на Свердловской железной дороге (филиал ОАО «РЖД»).
Профессию «машинист электровоза» женщина получила в Екатеринбург-Сортировочном подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций.
Чтобы разобраться во всех тонкостях управления электровозом женщина в течение последних пяти месяцев осваивала программу обучения машинистов, которая включала 728 часов занятий в очно-заочном формате. Практические занятия проходили на тренажерах, имитирующих кабину машиниста, и реальных электровозах.
6 июля Соколова успешно прошла аттестацию и стала официально машинистом электровоза. Как рассказала Оксана пресс-службе РЖД, о железной дороге она мечтала с детства, но в машинисты брали только мужчин. Пару лет назад открылись курсы помощников машинистов для женщин. Упустить такой шанс Оксана не смогла.
«В детстве я жила рядом с железной дорогой. Смотрела на проходящие поезда и махала машинистам рукой. Всегда было интересно, каково это, управлять составами. Сейчас для меня поезда — это не только романтика, когда впереди — лента пути, а крупные хлопья снега "стучатся" в стекло кабины. Это прежде всего ответственность за безопасность движения», — рассказала журналистам Соколова.
Кстати, у женщины трое детей. Сыновья Валера и Денис и дочь Лиза, по словам Оксаны, поддержали ее решение стать машинистом поезда и гордятся мамой.
Какие именно поезда будет водить Оксана Соколова?
Трудиться Оксана Соколова будет в Свердловской дирекции тяги в должности машиниста пассажирских поездов дальнего следования. Она будет водить локомотивы ЭП2К (Электровоз пассажирский, тип 2, коллекторный тяговый привод — предназначен для вождения скоростных и пассажирских составов) на участках Екатеринбург — Дружинино, Екатеринбург — Пермь, Екатеринбург — Тюмень.
«Сейчас Оксана Соколова выходит на "обкатку" — трехмесячную практику в сопровождении опытного наставника. После ее успешного прохождения она получит допуск к самостоятельной работе», — рассказали в компании.
А пока проходит «обкатка», Оксана в качестве помощника машиниста будет водить поезда в направлении Тюмени, Дружинино и Перми.
Когда в России стало возможным обучение женщин на машинистов и помощников машинистов?
По данным РЖД, первый набор на обучение в рамках программы по подготовке женщин-помощников машинистов (стартовая ступень для получения профессии машиниста) состоялся в июне 2020 года. По результатам отбора были сформированы учебные группы в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Возрастные требования для кандидаток на обучение — старше 18 лет. Также обязательно наличие образования не ниже среднего и положительное заключение медкомиссии, включая психофизиологическое освидетельствование. Программа обучения длится 24 недели и включает теоретические и практические занятия. Будущие помощники машиниста изучают:
- правила технической эксплуатации на железнодорожном транспорте;
- правила охраны труда;
- устройство подвижного состава;
- а также отрабатывают навыки вождения на тренажерах.
Работать по специальности стало возможным с 1 января 2021 года благодаря изменениям, внесенным Минтрудом в перечень доступных для женщин профессий. С этого дня машинистами и помощниками машинистов женщины могут стать наравне с мужчинами.
Источники: