Найти тему

Доступность и уровень авиатранспорта – показатель развития страны

Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше. Но как оценить страну – где лучше? По бургерам в Макдональдсе? По ГМО продуктам, по валовой зарплате, по доступности и качеству медицинского обслуживания? Факторов очень много. Например, в большинстве западных стран заработная плата кратно выше, чем в России. Но каков совокупное качество жизни, каковы риски, каков уровень социальной поддержки и возможности улучшения условий жизни даже по сравнению с Россией.

Как бы ни критиковали Россию, но тут относительно дешевое жилье, доступная, улучшающаяся с каждым годом медицина. Возможно получение бесплатного высшего образования. Относительно недорогие услуги ЖКХ и продукты. Продукты для здорового питания кратно ниже, чем во многих западных странах. В общем критериев много. Это все равно, что сравнивать где жить лучше сегодня – в Москве на 200 тысяч рублей или к примеру в Ставрополе – на 50 тысяч рублей? Ответ не столь очевиден. Если у вас в Ставрополе свой частный дом с земельным участком, где-нибудь у леса, есть какая-никакая машина и дело на дому, приносящее небольшой доход, то возможно это лучше, чем судьба менеджера среднего звена в Москве, живущего на съемном жилье и постоянно испытывающим стресс. И тут вопрос еще где лучше.

Но есть и был, на мой взгляд, объективный уровень развития страны, качества жизни граждан. Это – доступность и уровень авиатранспорта. Раньше, это было актуально для больших стран, теперь стало для всего мира, который стал глобальным, мобильным, интернациональным.

В СССР это прекрасно понимали. И авиарейсы связывали большие и малые города. Даже поселки. Я помню, что даже в маленьком Карачаевске был аэропорт. Точнее аэродром. А еще точнее – метеостанция, будка и поле типа взлетно-посадочной полосы. Отсюда летал «кукурузник». В Кисловодск точно помню, поскольку родственники летали. Были рейсы по рассказам бабушки и в Сухуми. Карачаевск в то время был городком с населением меньше 20 тысяч человек.

Рейс «Карачаевск-Кисловодск» стоил то ли рубль, то ли три. Потому как недалеко – через гору. По автодороге напрямую через перевал Гумбаши – 90 км. В объезд маршрут длиннее. Но самолет летал!

В Кисловодске тоже был аэропорт, но уже посолиднее – с бетонкой. Из поселка Мирного летали самолеты в Черкесск, Карачаевск, Тбилиси, Анапу, Адлер и другие города Кавказа. Сейчас ВПП в Карачаевске частично застроена. Думаю, в будущем ее застроят всю. Во всех регионах было полно малых аэропортов как в Кисловодске и Карачаевске. Что стало с ними сейчас?

Большие аэропорты тоже не пустовали и перелеты были доступны для граждан. Москва-Мин-Воды или Москва-Ставрополь в конце 1980-х билет стоил 28 рублей. Улететь в Ригу – 42-45 рублей. Народ активно летал. Сейчас – цена для обычного гражданина авиабилета стала неподъемной. Ставрополь-Москва улететь стоит 8-13 тысяч рублей. В один конец. Еще три-четыре года назад авиаперелеты были куда доступнее, поскольку был период в Москву летали едва ли не каждую неделю.

Что будет с российским авиатранспортом – большой вопрос.

Есть другой момент – чисто технологический. Авиастроение – это точка приложения самых передовых разработок различных отраслей промышленности. Для создания современного самолета необходимы современные материалы, электроника, авионика, двигатели. Если этого нет, то отрасль будет отсталой как и многие другие сферы жизни.

В последнее время российские власти неоднократно заявляли о необходимости технологической независимости России. Я думаю, что это правильно. Но главное, чтобы слова не расходились с делом. А пока я читаю новости про то, что Rolls-Royce и Hyundai будут вместе работать над проектами воздушной мобильности и создадут аэротакси. Тот же Rolls-Royce планирует создать электросамолет, развивающий до 480 км/ч. Да много каких новостей. Только самолеты пролетают мимо меня….