Проблема формирования красивого почерка в младших классах сейчас стоит особенно остро. И чаще всего причиной является не отсутствие мотивации у школьника, а именно недостаточно сформированная психомоторика. Сегодня мы дадим несколько важных разъяснений по данному вопросу, которые касаются как родителей, так и педагогов.
Преподаватели, которые обучают письму, а также родители должны понимать, что речь идёт не только о многократном повторении одних и тех же элементов букв. Однако, к сожалению, уже со второго класса начинаются массовые обращения с жалобами на ужасный почерк.
Как связаны психомоторика и проблемы с почерком в раннем школьном возрасте
Психомоторика представляет собой комплекс осознанно регулируемых движений, которые оттачиваются, совершенствуются и дифференцируются на протяжении всей жизни человека. Именно состояние психомоторики определяет качество письма. От качества психомоторики будет напрямую зависеть, сможет ли школьник в дальнейшем правильно заполнять прописи, а потом и успевать делать конспекты в старшем возрасте.
На сегодняшний день игнорирование развития психомоторики у детей является настоящей проблемой. Учителя и родители фактически пропускают несколько лет, которые вполне можно было посвятить правильным тренировкам ребёнка.
Ключевые признаки того, что у ребёнка пропущен этап формирования психомоторики
Можно ли самостоятельно определить, что причиной плохого почерка является вовсе не отсутствие желания школьника заниматься, а именно отсутствие грамотной подготовки руки к письму, основанной на развитии психомоторики? Да, и обратить внимание следует на несколько наиболее явных признаков.
Медленное письмо. Это основной показатель, демонстрирующий, что проблема уже имеется. И тут необходимо учитывать, что ребёнок не успевает выполнять задания учителя под диктовку уже в первом классе. Буквы получаются кривыми и крайне неразборчивыми. Они не укладываются в одну строчку, все линии выходят ломаными, а сам характер письма вызывает ощущение физической слабости руки.
Качество почерка во втором классе. Ещё один показатель того, что при формировании почерка был пропущен этап развития психомоторики у ребёнка. Во втором классе преподаватели довольно лояльно относятся к несовершенствам письма у своих учеников. Многие педагоги считают, что плохой почерк – это просто временная трудность, которая потом при должном усердии самоустранится. Однако в дальнейшем всё становится только хуже.
Задержка в психомоторном развитии не исчезает даже при особом упорстве со стороны школьника и многочасовых занятиях в прописях с репетиторами или родителями. Недопонимание всей серьезности данной проблемы приводит к массовой порче письма в третьем классе, когда в программе появляются требования к скорости и грамотности.
Письмо в тетради в узкую линейку в четвёртом классе. Если ребёнок на этом этапе обучения не может перейти на широкую линейку, продолжая писать на листах в узкую, это также является явным показателем, что ранее с ним не занимались в направлении формирования психомоторики.
Помогают ли кружки развивать психомоторику
А вот тут родителям нужно просто осознать, что даже активные занятия робототехникой, пением, спортом, танцами, лепкой из пластилина, рисованием или сборкой «Лего» никак не влияют на правильное формирование психомоторики у ребёнка. И обращать на это внимание лучше всего ещё до школы. Иначе потом бороться с плохим почерком будет крайне проблематично.
Как правильно развивать психомоторику ребёнка
Итак, вы осознали, что проблема с почерком есть. Что же делать в таком случае? Прежде всего начать активно развивать психомоторику ребёнка. Для этого создаются специальные условия в режиме дня и включаются особые физические упражнения. Даже если родителям кажется, что ребёнок и так постоянно находится в движении, этого будет недостаточно. Крайне важно не забывать про качество и осознанное регулирование каждого движения тела. Только после этого школьник сможет перенести полученный навык на письмо. В итоге почерк станет заметно лучше и понятнее.
Если вы заметили, что у вашего ребёнка проблемы с выполнением письменных упражнений, обязательно включите в распорядок дня больше графокоррекции для развития психомоторики. При этом обязательно обращайте внимание на качество выполняемых движений и технику выполнения графокоррекции. При выполнении графокоррекции важно правильно дышать. По авторской методике учителя-дефектолога Гогуадзе Татьяны Валерьевны графокоррекция должна выполняться только правой рукой. Основная задача графокоррекции – повысить скорость чтения и письма и понимание того, что прочитал или написал.
Начните делать графокоррекцию, чтобы письмо стало для вашего ребёнка источником позитивных эмоций. Это реально возможно!
На нашем сайте вы можете узнать ещё больше подробностей о том, как помочь своему ребёнку преодолеть трудности в обучении.