Найти тему
Pro космос

Что в ракете «Союз-5» будет нового: двигатели с системой защиты, сварка баков трением и пр.

Директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов рассказал «Газете.Ру» о ходе работ по созданию перспективной ракеты-носителя «Союз-5» для совместного российско-казахского проекта «Байтарек». Что в перспективном носителе полутяжёлого класса (17 тонн на НОО), первый старт которого ожидался в декабре 2023 г., будет принципиально нового?

Прежде всего, «Союз-5» создаётся для запуска с модернизированного стартового комплекса для РН «Зенит» на Байконуре, поэтому приём, установка и пуск будут проводиться в автоматизированном режиме. Это сокращает количества связей «земля-борт», а отказ от релейных связей облегчит бортовую кабельную сеть/приёмо-передающее бортовое оборудование.

Под РН создаются новые двигатели: РД-171 МВ для первой ступени и РД-0124 МС для второй (недавно в КБХА проведено его огневое испытание). Впервые для них будет применена система аварийной защиты (САЗ Д), проектирование которой завершается. Впервые на российской РН будет использован и бесплатформенный инерциальный блок (БИБ) на основе волоконно-оптических гироскопов (малые габариты и масса, небольшое потребление энергии, отсутствие подвижных механических частей).

На производственной площадке РКЦ «Прогресс» смонтированы три установки сварки трением с перемешиванием производства чебоксарского «Сеспель». Первая из них уже принята в эксплуатацию. Использование алюминиевого сплава 1580 при сварке топливных баков позволит ещё более повысить их прочность, обеспечив прирост массы полезной нагрузки до нескольких сотен кг. Кстати, для перевозки первой ступени ракеты «Союза-5» целиком (диаметр 4,1 м) создается специальная трехвагонная сцепка с заниженной посадкой.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц