Найти тему
TechInsider

Темные воды: что опасного скрывает в себе река Волга и кто в этом виноват

"Волга, Волга, без конца и края, Тихий вечер, лодка вдалеке... О тебе, родная, вспоминаю, О несущей воды вдаль реке…" - писала о великой реке Светлана Вельковская. Под ее волнами со сложным химическим составом таится немало опасностей, большинство из которых создали сами люди, заставляя работать Волгу "на износ".

    Темные воды: что опасного скрывает в себе река Волга и кто в этом виноват
Темные воды: что опасного скрывает в себе река Волга и кто в этом виноват

Военный мусор и затонувшие суда

-2

Сегодня волжское дно - это кладбище затопленных судов, техники, военных танков. Следи них можно наткнуться на донные мины, сброшенные фашистами в 1942-1943 годах. Советским саперам удалось обезвредить 242 из них. А сколько еще десятков потерявшихся боевых мин Великой Отечественной вoйны притаилось в илистом дне Волги? Ржавеющие остовы кораблей, остатки солярки, сочащейся из покореженных баков, загрязняют воды Волги, уничтожая подводную флору и фауну. Действующие теплоходы и грузовые суда рискуют серьезно повредить свои днища, напоровшись на останки кораблей, многие из которых в 1990-е из-за банкротства некоторых государственных предприятий были затоплены принудительно.

ГЭС

-3

Главный урон реке был нанесен еще при строительстве системы ГЭС. Волгу фактически превратили в систему водохранилищ с гидроэлектростанциями. Мотив правительства понятен - было необходимо обеспечить центральные районы страны дешевым электричеством, но цена за это оказалась слишком высокой. Из-за водохранилищ замедлилось течение, увеличилась температура воды, на пути миграции рыб возникли преграды, которых не было прежде. Запустился процесс обмеления и заболачивания, стали разрастаться токсичные сине-зеленые водоросли. Вода потихоньку становится непригодной для питья, и даже в хозяйстве ее использовать уже нельзя. Да, отказаться от ГЭС невозможно. Поэтому приходится минимизировать последствия регулировкой водоемов и строительством обводных каналов для рыб.

Обмеление

-4

Великая река никогда не была простой для судоходства. И даже несмотря на то, что из бюджета России ежегодно тратятся немаленькие суммы на проведение дноуглубительных работ, все равно ежегодно кто-нибудь из судов да застрянет. Маловодье бьет и по рыбе, обитающей в Волге, особенно в период нереста. Излюбленное место для нереста рыба - заросли травы, подтопленные водой. Если рыба не может попасть к этим зонам, то некоторые виды, такие как судак и лещ, не нерестятся вообще, а менее прихотливые, например окунь, начинают откладывать икру где придется.

Химикаты и сточные воды

-5

В бассейне великой реки сосредоточена почти половина всех промышленных и сельскохозяйственных предприятий России. На Волге традиционно применяются удобрения, содержащие азот, фосфор и марганец. Несложно догадаться, куда попадают все стоки. Если для одних представителей флоры и фауны сброс грязной воды губителен, то другим он, наоборот, дает подпитку. Идеальным топливом для роста токсичных сине-зеленых водорослей (цианобактерий) является "азот + фосфор + жаркая погода". Сама по себе живая водоросль не опасна. Проблемы начинаются, когда она умирает и начинает гнить, превращая водоем в трясину. Страдают от ядовитой водоросли рыбы и животные, которые пьют из водоемов: зараженная вода легко может привести к серьезному отравлению. Помимо этого исследователи обнаружили, что в волжской воде многократно превышена допустимая концентрация хлоридов, сульфатов, солей аммония, нитритов и нитратов, а также фосфатов и нефтепродуктов.

Ледовые заторы

-6

Ледовые заторы серьезно осложняют судоходство в низовьях Волги. С наступлением весны льдины начинают свое движение, упираясь в лед, который еще даже и не думал трескаться, и нет свободной воды. В результате чего льдины, которым некуда деваться, наползают одна на другую, приводя к мощному разливу. Затопляются населенные пункты, разрушаются мосты и плотины. Исследователи отметили, что суровые морозы, периодически случающиеся в устье Волги, приводят к резким колебаниям уровня воды, обледенению самих судов и портовых механизмов. Например, если паром стоит у причала, то он может запросто примерзнуть к пристани, лишившись возможности отойти от берега.