Илья Дмитрячев — о причинах очередного политического скандала в Великобритании, вероятности отставки премьер-министра и о том, как это может повлиять на отношения Лондона и Киева
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон оказался втянут в новый скандал, и шансы на то, что ему и на этот раз удастся выйти сухим из воды, уменьшаются с каждым днем. Коллеги по правящей Консервативной партии, лидером которой является Джонсон, все активнее призывают его к отставке. Многие министры, заместители министров, парламентские секретари, разочаровавшись окончательно в лидере, покидают свои посты.
На этом фоне тема конфликта на Украине, который определял новостную повестку в Великобритании с конца февраля, переместилась на второй план.
Джонсон яро сопротивляется, вновь указывая, что в столь критический момент для европейской безопасности не время менять руководство. В этих заявлениях лидер консерваторов последователен. Например, мало найдется политиков, которые чаще него общались бы по телефону с президентом Украины Владимиром Зеленским или которые занимали бы столь же жесткую позицию по отношению к России. К тому же Джонсон уже дважды побывал в Киеве с февраля — больше, чем любой другой иностранный лидер крупной страны.
Что будет означать для Украины, если Борис Джонсон все же не сможет удержаться на своем посту? Станет ли новый лидер консерваторов столь же активно оказывать помощь Киеву или сосредоточится на проблеме ухудшения качества жизни внутри страны, что сегодня беспокоит практически каждого британца?
Забегая вперед, предположу, что если Джонсон и оставит свой пост, то поддерживать Киев Лондон все же не прекратит и курс нынешнего премьера будет продолжен. Так что для России здесь мало что поменяется. Однако фокус внимания нового лидера Великобритании неизбежно больше будет сосредоточен на внутренних делах.
Буря имени Криса Пинчера
Как же Борис Джонсон, который лишь в июне этого года пережил голосование о вотуме доверия, вновь оказался в эпицентре политического урагана? Причиной этого стала малоприятная история с заместителем главного организатора ("кнута") правящей Консервативной партии в Палате общин британского парламента Крисом Пинчером. 52-летний политик в состоянии алкогольного опьянения домогался до двух мужчин в общественном заведении. Пинчер оперативно раскаялся в содеянном и ушел в отставку, но самый большой скандал разгорелся позже.
Выяснилось, что Джонсон, ранее назначая Пинчера на высокие партийные и правительственные посты, знал о том, что тот еще в 2019 году был фигурантом парламентского расследования о домогательствах. Премьер даже шутил о "странных" наклонностях Пинчера. Так в интернете широко разлетелась шутка, которую приписывают Джонсону, — он якобы заявил, обыгрывая фамилию депутата (Pinch означает "щипать, сжимать"): "Пинчер по имени, Пинчер по сути".
Как указывают политические аналитики, главная ошибка премьера была в том, что он сначала отрицал, что знал об обвинениях против Пинчера. Вернее, может, и знал, но — бывает же такое — забыл. Многие тут же вспомнили про то, как премьер несколько раз менял в этом году свою версию по поводу участия в незаконных вечеринках на Даунинг-стрит в разгар коронавирусных ограничений. Тогда Джонсон извинился. Так же поступил он и сейчас, но исправить ситуацию это уже не помогло.
Видеообращение с извинениями премьера едва успело закончиться, а министр здравоохранения Саджид Джавид уже подал в отставку. Спустя несколько минут ушел и министр финансов Риши Сунак — второй по кабинетному весу член правительства после премьера. Демарш двух крупнокалиберных министров вызвал череду отставок. На момент выхода в свет этой колонки правительство по этическим соображениям покинули заместители министра образования Уилл Квинс и Робин Уокер, госминистр по делам тюрем и вопросам переселения из Афганистана Виктория Аткинс, парламентские заместители министров по жилищному строительству Стюарт Эндрю и по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии королевства Ли Роули, экономический секретарь Минфина Джон Глен, генеральный стряпчий (заместитель генпрокурора) Англии и Уэльса Алекс Чак, заместитель председателя Консервативной партии Бим Афолами, торговый представитель премьера-министра в Марокко и Тунисе Эндрю Маррисон, восемь парламентских секретарей различных ведомств и два помощника министра.
Новый вотум доверия?
В общей сложности речь идет почти о трех десятках депутатов от Консервативной партии, попрощавшихся с должностями. Нет никаких сомнений, что во время нового вотума доверия Джонсону они выскажутся за отставку лидера партии.
Последний раз такое голосование прошло, как я упоминал, в начале июня. Тогда премьер смог удержаться: 211 депутатов высказались за то, чтобы он оставался главой Консервативной партии, а 148 — против. Согласно действующим правилам, повторное голосование по вопросу доверия может состояться не ранее чем через год. Однако на фоне свежего скандала правила могут быть изменены, а голосование — состояться уже на следующей неделе или даже реньше.
В любом случае ситуация выглядит для Джонсона довольно мрачно. Согласно соотношению ставок букмекеров, вероятность того, что политик перестанет возглавлять правительство до конца года, оценивается теперь в 87%. Для сравнения: еще во вторник днем этот показатель был куда ниже — 51,2%.
Одновременно впервые более половины из тех, кто проголосовал за консерваторов на выборах 2019 года, высказались за уход Джонсона. Как показывает опрос YouGov, за смену лидера правящей партии выступили 54% опрошенных; 33% полагают, что Джонсон должен остаться. Если же рассматривать всех британцев, а не только сторонников тори, то цифры для главы правительства выглядят еще более неутешительно. Его ухода в этом случае желают 69% респондентов.
Украинская карта
В такой сложной ситуации Джонсон не перестает разыгрывать украинскую карту. "Мы были первой европейской страной, которая вооружила Украину. И я горжусь этим", — ответил он в ответ на призыв оппозиции покинуть пост на традиционной сессии вопросов премьер-министру в Палате общин, заявив, что у консерваторов есть план действий, а у лейбористов — нет.
В этом с Борисом Джонсоном сложно не согласиться — Великобритания начала подготовку украинских солдат еще до начала конфликта. Она же является одной из стран, которая активно передает вооружения Киеву, хотя объемы поставок и далеки от американских. Не случайно эпатажный и харизматичный Джонсон на Украине стал самым популярным политиком, уступая всего лишь на 3% рейтингу Зеленского. Как свидетельствует опрос, проведенный британским агентством лорда Эшкрофта, 90% респондентов одобрили действия британского премьера. В Киеве в честь него называют круассаны, а в Чернигове принимают в казаки под именем Бориса Чуприны.
Уход Джонсона изменить ситуацию не в состоянии. В отношении украинского конфликта в британском истеблишменте сложился прочный консенсус. И дело даже не в личностном факторе, хотя и его нельзя сбрасывать со счетов. Этот конфликт для Великобритании при всем прочем — еще и первая после Brexit возможность показать свою значимость независимого игрока на международной арене.
Споров по поводу необходимости поддерживать Украину нет не только внутри Консервативной партии, но даже среди оппозиции. К тому же главными преемниками Джонсона называют основных "ястребов" британского кабмина в отношении кризиса на Украине и самых отчаянных критиков действий России — министра иностранных дел Лиз Трасс и министра обороны Бена Уоллеса.
Но отставка Джонсона продемонстрирует, что, переводя все время разговор на тему внешних угроз, решить внутренние проблемы не получится. Рекордная инфляция не станет ниже, цены на энергоносители не перестанут бить рекорды, а продовольствие не подешевеет. В результате украинская тема из-за нынешних скандалов с Консервативной партией может уйти с первых полос британских СМИ.
И это, может быть, не очень хорошая новость для Украины.