Честно говоря, я не знаю, стоит ли в 2022 году пояснять, что такое Молодая гвардия, кто такой Фадеев.
На всякий случай, расскажу и об этом. Главная же тема статьи – это искажение фактов, умалчивание о них писателем.
Несколько пояснений
В Советском Союзе не было людей, которые не знали о подвигах молодогвардейцев. Теперь же не уверена.
Молодая гвардия – это была антифашистская подпольная организация, которая вела свою деятельность в городе Краснодон Ворошиловградской области УССР. Теперь это Луганская область. Или Луганская Народная Республика.
Президент России Владимир Путин в феврале 2022 года объявил о том, что нужно провести денацификацию на территории региона. Молодогвардейцы занимались примерно тем же. Только в годы Великой Отечественной войны.
Александр Александрович Фадеев – советский писатель и журналист, военный корреспондент. В 1946 году он получил Сталинскую премию первой степени. Не совпадение, что в 1946 году вышел в первом издании роман «Молодая гвардия». До этого, в 1943 году, в «Правде» уже печатали истории за авторством Фадеева про молодогвардейцев – только-только достали казненных немцами ребят из шахты.
Александр Александрович не мог знать большинства деталей борьбы молодогвардейцев с гитлеровцами. Между тем автор взялся за увековечивание памяти ребят.
Неоднозначность
С одной стороны, нет сомнений, что Фадеев делал нужно дело. Он написал роман, и вся страна узнала о подвиге ребят из Краснодона, которые, не жалея себя, сражались с гитлеровцами. Отважно, смело.
Нельзя обвинять человека в том, что он решил рассказать о патриотах, о настоящих сынах и дочерях Советского Союза, какими молодогвардейцы и были.
С другой стороны, Фадеев переврал историю. И это, как представляется, плохо. Да, в целом сюжет достоверен: молодые люди создали подпольную организацию, чтобы бороться с нацистами, пришедшими на их землю.
Но вот распределение ролей, некоторые факты из книги, не соответствующие действительности, умолчания – это всё вызывает негодование.
В защиту Фадеева отмечу две вещи:
1. Как показывает практика, любой эпос недостоверен. Нельзя рассказывать о героях правду и ничего, кроме правды. И от этого герои не перестают быть таковыми.
2. Автор неоднократно указывал, что книга – художественная.
Если уж начала защищать Фадеева, то расскажу об одной ключевой ошибке, которую допустил автор. Но об этом чуть позже.
Художественный вымысел и утаенная правда
В 1993 году прошла конференция исследователей деятельности Молодой гвардии. Об её итогах тогда писали в «Известиях». Выяснились следующие моменты:
1. В «Молодой гвардии» у Фадеева Евгений Стахович был предателем. Автор оправдывался, что создал собирательный образ. На самом деле значительную часть молодогвардейцев сдал Геннадий Почепцов, о котором в произведении речь не идет.
2. Фадеев не написал о том, как издевались над захваченными и арестованными парнями и девушками. Но тут, видимо, автор просто не знал всех фактов. Если бы у Фадеева была информация, он бы обмолвился о жесточайших пытках.
3. Если разобраться, то Молодая гвардия пострадала не столько от предателей, сколько от своей беспечности. Например, свидетелем нападения на грузовик с рождественскими немецкими подарками стал мальчик, которому достались немецкие сигареты. Он кинулся их продавать или менять на рынке, гитлеровцы это увидели, заподозрили неладное, а мальчишка рассказал, как ему досталось курево.
4. Непонятно с Третьякевичем. Он в произведении Фадеева видится в Стаховиче. Однако в реальности Третьякевича реабилитировали. Хотя и Валерия Борц считала Третьякевича настоящим предателем.
И там еще много нестыковок, которые возникли по одной единственной причине.
Главная проблема
Фадеев много раз подчеркивал, что в его произведении много художественного вымысла. Не знаю, как всё начиналось. Вероятно, что Александр Александрович не думал, что его публикации для «Правды» выльются в большую книгу. Поэтому не оценил сразу ситуацию.
А потом получилось так: полувымысел – полуправда. Многие простые читатели приняли книгу, не обращая внимания на неточности. Тяжелее всего было читать Фадеева выжившим молодогвардейцам, людям, которые знали, как было на самом деле.
Может быть, не мое дело давать советы таким авторам, как Фадеев. Однако нужно было четко определиться: либо излагать всё точно так, как было, либо писать художественную книгу, меняя все имена и фамилии.