Найти тему

Русский музей: выставка картин Михаила Александровича Врубеля

Нередко Михаила Александровича Врубеля называют русским Ван Гогом. Имена обоих художников связаны с таинственной атмосферой, трагической судьбой и неоспоримой гениальностью. Русский музей предлагает петербуржцам и гостям города погрузиться в жизнь и творчество великого художника – Михаила Врубеля – и прочувствовать каждую деталь увиденного.

Сирень, 1901 год
Сирень, 1901 год

Заходя в сто шестой зал корпуса Бенуа, оказываешься среди буйства красок и потока культур разных миров. Слева – Италия, справа – Испания, а посередине – автопортрет художника со знаменитой раковиной в руке и лебедем в правом дальнем углу, символизирующим светлый разум и надежду на избавление от душевных мук. В период, когда появилась вера в психическое восстановление художника, Михаил Александрович решил запечатлеть этот момент, как бы занося в рамки картины свое неустойчивое, но ясное сознание.Далее – портреты трех важных людей в жизни Врубеля — Кончаловского, Мамонтова и Арцыбушева. В то время это были чуть ли не единственные люди, действительно признавшие талант Врубеля. Декадентский стиль художника был сложен для современников, но не для этих людей.

Царевна-лебедь, 1900 год
Царевна-лебедь, 1900 год

Петра Кончаловского и Врубеля связывали рабочие отношения: художник по инициативе общественного деятеля был привлечен для работы над иллюстрациями собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, что стало отправной точкой и неким вдохновением для создания знаменитых Демонов. С Мамонтовым, крупным тогда меценатом и художественным деятелем, в 1889 году Врубель завязал крепкую дружбу; а уже в декабре того же года переехал в московский дом Саввы Ивановича, где написал одну из самых популярных работ «Демон сидящий».

С Константином Арцыбушевым Врубель познакомился благодаря Мамонтову. Потомственный дворянин заказал портреты себя и жены Михаилу Александровичу, так как увидел в нем талантливого художника с уникальным видением. И не ошибся: как лаконична палитра, используемая в портрете, насколько изящны руки Арцыбушева, выделяющиеся в контрасте со строгим черным костюмом, как точно передается напряжение, царящее в воздухе кабинета.

Демон сидящий, 1890 год
Демон сидящий, 1890 год

Оказавшиеся в одном зале, прекрасная цветущая сирень и таинственные демоны поначалу внушают страх и вызывают непонимание. Но приглядевшись, такое пространственное решение становится очевидным. Тайна, открытая художнику цветением фиолетовых, лиловых и белых красок, так и осталась неразгаданной: над произведением «Сирень» 1901 года Врубель работал два летних сезона подряд и так и не закончил работу. Если в «Сирени» 1900 года изображена скромная красавица среди пышно цветущего дерева, то в «Сирени» 1901 года дама, представленная Врубелем, как Татьяна вызывает большое количество вопросов. Многие критики и историки полагают, что имя отсылает к роману Пушкина. Почему она в белом, куда устремлен ее испуганный взгляд, кто взвивается над ней среди ярких кустов сирени, и что еще хотел сказать Врубель? Ответом на все эти вопросы будто бы становится «Демон».

Портрет К.Д. Арцыбушева, 1897 год
Портрет К.Д. Арцыбушева, 1897 год
Портрет С.И.Мамонтова, 1897 год
Портрет С.И.Мамонтова, 1897 год

Напротив – Демоны «сидящий» и «летящий». Первый, несмотря на его композиционную четкость, обладает большей таинственностью. Техника Врубеля, которую многие называют мозаичной, в «Демоне сидящем» раскрывается во всей красе: мазки широкой кисти преображают цветы в кристаллы, переливающиеся на заходящем солнце.

Кто он такой, сидящий на закате, среди цветущей и полыхающей алым цветом растительности? Сам же Врубель говорил, что его Демон — дух страдающий, величавый, но не злобный. В нем вероятнее всего художник стремился отразить собственный разлад души, мечту о чем-то неземном, неизвестном человеку.

Тридцать три богатыря, 1901 год
Тридцать три богатыря, 1901 год

Неспешно передвигаясь в следующий зал, попадаешь в сказку. «Царевна-лебедь», написанная в период работы над декорациями оперы Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане», привлекает внимание неотразимой изящностью и женственностью. Особенным это произведение делает то, что художнику удалось запечатлеть процесс слияния реального и фантастичного: за счет сочетания белого, синего и фиолетового цветов и отточенной техники Врубеля, отдающей издалека перламутровым блеском, становится действительно непонятно, кто на картине — девушка или птица. Искусствоведы полагают, что на полотне изображена жена Михаила Александровича Врубеля — Надежда Ивановна Забела, исполнившая партию Царевны-лебедь в опере Римского-Корсакова.

В последнем зале собраны разноплановые работы: и портреты самых близких людей — жены Надежды и сына Саввы, умершего в возрасте двух лет, и сказочные «Пан» и «Тридцать три богатыря», и «Тени лагун», ставшие эскизом к блюду «Садко», и последние работы художника из больницы.

Дойдя до конца, прослушав гида о последней картине, представленной на выставке — «Шестикрылый Серафим», испытываешь наслаждение и страх, грусть и изумление, восхищение и отчаяние. Таким отзывается творчество великого творца конца XIX – начала XX века. Выставка к 165-летию со дня рождения Врубеля — возможность окунуться в мир тайн и загадок, которые художник оставил человечеству, чтобы каждый смог найти свой ответ.

Автор: София Спехова