Мыслить как предприниматель – навык, который необходим не только бизнесменам, стартаперам и работникам креативной индустрии. Последние несколько лет рынок труда все чаще выдвигает это требование каждому, кто хочет преуспеть как профессионал.
По данным компании HeadHunter, работодатели больше всего ценят такие умения соискателей, как:
- Взаимодействие с людьми;
- Гибкость ума;
- Клиентоориентированность;
- Умение вести переговоры;
- Эмоциональный интеллект.
Эти soft skills как раз совпадают с навыками, которым наиболее часто обучают именно предпринимателей.
Почему в школе стоит внедрять бизнес-обучение
По мнению директора Экономического лицея РЭУ им. Г. В. Плеханова Елены Архиповой, предпринимательские курсы закрывают целый комплекс нормативных образовательных задач:
1. Профориентация
Занятия по предпринимательству в школе, которые предполагают личную инициативу и создание какого-то продукта – индивидуально или в команде – помогают точнее определиться со своими предпочтениями. У школьников появляется возможность на практике попробовать себя в разных ролях, занятиях и найти свое дело.
2. Обучение функциональной грамотности
Обучение в предпринимательских классах помогает развивать прикладные навыки. Например, математические – чтобы просчитать доходность, риторические – чтобы защитить проект, письмо – чтобы составить «продающее» описание для инвесторов. А просчет рисков, и написание бизнес-плана учат сохранять концентрацию.
3. Подготовка к поступлению в вуз
У ВУЗов есть запрос на студентов, обладающих навыками самоорганизации, умеющих работать в команде, анализировать информацию. Кроме того, продвинутый курс по предпринимательству помогает школьникам достигать высоких результатов на олимпиадах, а значит получать дополнительные баллы к ЕГЭ и льготы при поступлении.
4. Проектная деятельность
Индивидуальный проект становится бизнес-продуктом, который ученик делает не для галочки, а ради возможности защитить его перед инвесторами и даже получить финансирование. Это сильнее мотивирует и позволяет все полученные знания протестировать на практике.
5. Воспитание
Новые ФГОС третьего поколения вводят в образовательную программу обязательное патриотическое и трудовое воспитание. Курс по истории российского предпринимательства, в который уместно встраивается и краеведческий компонент, отвечает этим требованиям.
Как организовать бизнес-обучение в школе
Если на рынке допобразования уже наблюдается бум предпринимательских курсов, в школах и вузах это пока редкость. Но есть образовательные учреждения, где обучение бизнес-мышлению стало системным и демонстрирует качественные результаты.
С 2018-2019 года один из первых предпринимательских классов открылся на базе социально-экономического профиля в Экономическом лицее РЭУ им. Г. В. Плеханова. Елена Архипова рассказывает, что за три года в лицее апробировали несколько моделей таких курсов.
В результате утвердилась образовательная программа, в которую входят:
- Углубленное изучение математики, экономики и права.
Это основа, обязательная для социально-экономического профиля. К базовой подготовке при необходимости добавляются вариативные курсы.
- Элективы предпринимательской направленности.
Два курса – основы предпринимательства и финансовая грамотность. В последнем акцент сделан на воплощении проекта школьника в жизнь.
- Внеурочная деятельность, которая включает:
– регулярные встречи с бизнесменами, которые отвечают на вопросы детей и выступают наставниками их проектов;
– курс «История предпринимательства», где детям рассказывают о российских предпринимателях;
– экскурсии в музей предпринимательства или вузы-партнеры.
- Бизнес-проект.
Это итоговый продукт, который ребенок готовит и защищает перед потенциальными инвесторами, используя все знания из курса.
- Профориентационные мероприятия партнеров.
Мастер-классы, экскурсии, ярмарки, которые в школе проводят представители компаний-партнеров или вузов.
Как запустить обучение в своей школе
В апреле 2022 года стартовал федеральный проект «Предпринимательский класс», который позволяет запустить обучение школьников предпринимательству. В пакет участника федерального проекта входят:
- курсы повышения квалификации для педагогов;
- готовые программы и методические материалы профильных предметов и элективов;
- методическое сопровождение и коммуникация с российским бизнес-сообществом;
- полная дорожная карта проекта.
В настоящее время в проекте участвуют школы Москвы, Екатеринбурга, Калининграда и Московской области. Педагоги проходят курсы повышения квалификации и готовятся с 1 сентября 2022 года открыть классы социально-экономического профиля предпринимательской направленности в своих образовательных организациях.
Вы можете подать заявку на новый поток обучения. Прочитать подробную информацию и присоединиться к проекту можно на сайте.