Найти тему
Против шерсти

Герои современных пьес. А может антигерои?

«Многие сегодня совершенно не хотят думать о каких-то серьезных вещах, а желают просто отдыхать. Но в настоящем театре зрители должны получать импульс к осознанию проблем и изменению себя».
        Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра


 Вместе с Уфимским литературным объединением я недавно посмотрел спектакль «Любовь людей» по пьесе Д. Богославского, который идет в Республиканском русском драматическом театре. После спектакля состоялось обсуждение увиденного с участием режиссера-постановщика Михаила Рабиновича и актерской труппы.
      Как отметил Михаил Исаакович, эта драма вызывает полярные оценки у зрителей, одни очень хвалят, другие не меньше ругают. Увы, моя оценка совпадает с последними.
      Существует старая истина: искусство должно быть на порядок выше жизни, в которой мы живем. Оно должно открывать новое, высокое, пробуждать, побуждать и вести.

Если говорить о театре, то так всегда и было со времен Древней Греции. Но вот в наше время, которое, как известно, пытается все истины вывернуть наизнанку, одну из таких изнанок я и увидел на сцене.
      Хотя пьеса называется «Любовь людей», в ней, по меткому выражению участницы литобъединения Ларисы Ишбулатовой, было показано, как не надо любить. Любовь, показанная на сцене, приводит к убийству, расчленению трупа и самоубийству. Но не это стало главным разочарованием. Речь о героях пьесы.
      Зрителям демонстрируют примитивную жизнь примитивных людей, лишенную какого-то значимого смысла. С убогими мыслями, убогой речью, изобилующей словечками, близкими к нецензурным, с глупыми поступками. Они часто прикладываются к бутылке, ссорятся и дерутся из-за всякой ерунды. Персонажи «На дне» М.Горького выглядят в сравнении с этими явно предпочтительнее, хотя в спектакле показано не дно нашего общества, а обычная деревня.
      Образованному человеку, воспитанному на классике, видеть все это и скучно, и грустно. Единственное, что заставляет не пожалеть о потраченном времени, - финальная сцена – настоящий шок.
      Впрочем и в целом о режиссерской работе ничего плохого сказать не могу, как и об игре актеров. Удивляет лишь то, что режиссер взялся за такой материал и актеров заставил им заниматься.
      Один преподаватель ВУЗа, присутствовавший при обсуждении, сказал что спектакль замечательный и герои тоже замечательные. Однако, я сильно сомневаюсь, что он общается  в жизни с подобного рода людьми. С ними просто не о чем разговаривать.

-2

Вспоминаются герои «Илиады» Гомера: какие характеры, какие мысли, какая речь, какие поступки! И вот по прошествии трех тысяч лет мы видим на сцене полное убожество – это до такого докатилась цивилизация?
      «Значительная часть наших СМИ и особенно телевидение под соусом народности охотно пропагандируют самые низменные проявления народной псевдокультуры: пьянство, буйство, необузданность, разврат, бытовое насилие, - пишет обозреватель еженедельника «Аргументы и факты» Вячеслав Костиков. -  Рвущие на себе рубаху «чудики» кочуют из спектакля в спектакль, из фильма в фильм, из книги в книгу. Наша народолюбивая русская литература, а в советские времена «деревенская проза» создали из смеси русской удали и русской же придури чуть ли не национальный бренд. Снисходительное отношение к пошлости, к буйству и дикости, преподносимым под соусом народности, не только занижает планку  бытового поведения, но и отравляет нашу культуру и политику».
      В нашем народе сильна тяга любому негативу находить оправдание. Вот и про героев пьесы Д.Богославского скажут: «время сейчас такое, негероическое, чего вы от людей хотите?»
      Но наше время дает больше поводов для геройства, чем времена «Илиады». То была всего лишь локальная война.
      Наше время дает больше поводов для геройства даже в сравнении с Великой Отечественной войной. Тогда перед людьми стояла одна-единственная задача – отстоять Родину.

-3

А вот сейчас перед нами стоит целый комплекс задач и более глобальных. Над всем миром нависла реальная угроза планетарной катастрофы. И это покруче любых войн. Мир (а не отдельная страна) находится как на пороховой бочке. Того и гляди какой-нибудь фанат, вместо того, чтобы, как водится, палить в людей из автомата, запустит атомную бомбу. Того и гляди разразится невиданная  по сию пору эпидемия и скосит половину человечества. И природные запасы иссякают, и кислорода все меньше, а выхлопных газов все больше… А самое страшное то, что никого все это не волнует. Люди убаюканы своим комфортным бытом и не хотят ни о чем задумываться и беспокоиться. Им бы лишь смотреть дурацкие передачи и сериалы по телевизору, да иногда в театр ходить расслабиться.
      Настоящему современному герою, помимо того, что надлежит бороться с небывалыми по масштабам угрозам, приходится еще и преодолевать сопротивление инертной среды. И все это он может делать лишь по зову совести. Потому что, в отличие от героев войн, ему никто не дает приказ: «Иди и спасай планету!»
      Так, где он, этот герой? Почему его нет на сцене? Почему сцена занята другими?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц