В 2014 году российская ОАК и китайская Comac подписали соглашение о сотрудничестве по созданию флагмана авиации CR929.
Изначальная договоренность предусматривала, что Россия создаст для самолета композитное крыло и перспективные двигатели ПД-35, тогда как Китай возьмет остальной объем работ.
Инженерный центр проекта должен быть создан в Москве, а вся окончательная сборка проводиться в Китае. Общий объем финансирования проекта составляет более $20 млрд, а запланированный объем заказов превысил количество 1000 машин.
Дальше шли года, Китай на глазах наращивал собственные компетенции и за 8 лет совершил реальный скачок, став промышленным гигантом, который мало в чем зависит от России. Что было в России вы видели сами.
Подвела и экономика проекта. В первую очередь, рынок этих самолетов приходится на Китай и другие страны региона и прибылью с продажи самолетов на этом рынке Поднебесная вовсе не горит желанием делиться.
На таких условиях, участие в проекте стало для России серьезно невыгодным решением, когда за $10 млрд долларов Россия получила бы очень условно отечественный лайнер, состоящий из иностранных комплектующих.
Кроме того, не совсем ясно как продвигается работа над композитным крылом и новым двигателем CR929. Вполне возможно, что российский стиль переносов, задержек и отсутствия ответственности не слишком радовал китайских партнеров.
Кроме того, у России и Китая возникли и иные противоречия. Потоптавшись на граблях испортзамещения, РФ настаивала, чтобы в проекте использовались исключительно российские и китайские комплектующие, тогда как для КНР в настоящий момент западные детали не являются проблемой.
Мы в Telegram
Есть и иные проблемы. Начнем с того, что Comac планирует стать Huawei авиационного мира и в нынешних реалиях компанию могут ждать жесткие санкции за сотрудничество с РФ. Выбирая между Западом или Россией, Китай вне всяких сомнений выберет Запад.
Что в таком случае делать нам на нашем острове Россия? Продуктивно работать.
По прогнозам американского министерства торговли, в ближайшие 2 года Российский авиапарк сократится вдвое, а значит нам в первую очередь нужны среднемагистральные самолеты, такие как МС-21.
Если не решить вопрос с их заменой в ближайшее время, то огромная страна может остаться без авиатранспорта, что является прямой угрозой государственности. Потому, все силы сейчас надо бросить на запуск в серию того, что у нас уже есть. Об остальном будем думать в лучшие времена. Будем думать, что они наступят.