Найти тему
БИЗНЕС Online

«Не превращать его в попсу»: как Елабуга оказалась столицей летних open air в РТ

Полным ходом идет IV международный музыкальный фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Масштабный смотр в формате open air — традиционно одно из главных культурно-просветительских событий города. Посетить концерты «Летних вечеров» бесплатно может любой желающий. Вот и в нынешнем году фестиваль собирает лучших российских солистов и формирует единое художественное пространство. В атмосфере знаменитых Шишкинских прудов артисты объединяют различные виды искусств и музыкальные стили. Накануне в этом убедился и корреспондент «БИЗНЕС Оnlinе».

Полным ходом идет IV международный музыкальный фестиваль «Летние вечера в Елабуге»
Полным ходом идет IV международный музыкальный фестиваль «Летние вечера в Елабуге»

Лучше, чем в концертном зале

«Я мечтаю стереть границы между классикой, джазом и фольклором, — рассказал „БИЗНЕС Online“ накануне художественный руководитель „Летних вечеров в Елабуге“ Борис Березовский. — Все они сосуществуют на фестивале в правильном балансе и гармонии. Это мое видение музыки. Также мы стремимся связать музыкальное искусство с литературой и живописью, непрерывно экспериментируем, делаем все возможное, чтобы создать интересные, разнообразные программы».

По словам худрука, на фестивале, который в этом году проходит с 14 по 17 июля, есть все необходимое, чтобы радовать публику. Знаменитый пианист даже рад, что в Елабуге нет большого концертного зала, поэтому  культурное событие более важное, чем этот форум, придумать сложно. В ходе торжества на сцену выходят широко известные публике артисты и менее популярные, но одаренные музыканты, а также пестрые, разностилевые коллективы: Вятский симфонический оркестр, Государственный камерный хор РТ, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», этно-фолк-группа «Алпар», народный ансамбль «Зернышко», группа Jive… Всего в фестивале задействованы 200 артистов. Многие из них уже выступали на прошлых «Летних вечерах», завоевав успех у публики.

Борис Березовский: «Мечтаю вернуться в Советский Союз и взять из него лучшее»

Изюминкой смотра служат колоритные, синтетические, тематические программы. Открытие фестиваля 14 июля «Вечер в сосновом лесу» посвятили местной легенде, художнику Ивану Шишкину, дополнив зрелище ярким лазерным шоу, а два заключительных вечера — звуковым картинам и русскому фольклору. Второй концерт форума 15 июля, на котором побывал «БИЗНЕС Online», — это приношение Марине Цветаевой. Легендарную поэтессу, чья жизнь трагически оборвалась именно здесь, в Елабуге, участники торжества почтили любимыми хитами и музыкально-стихотворными изысками.

Борис Березовский: «Я мечтаю стереть границы между классикой, джазом и фольклором
Борис Березовский: «Я мечтаю стереть границы между классикой, джазом и фольклором

«Здесь люди действительно ценят хорошую музыку»

В начале пятничного вечера состоялась церемония вручения Елабуге по инициативе союза писателей России звания «Литературный город России». Перед гостями выступили глава района Рустем Нуриев, первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова и российский прозаик, глава того самого союза Николай Иванов.

Однако внимание собравшейся публики было направлено скорее на предстоящий концерт и возможность насладиться шедеврами отечественной и западной музыкальной классики. «Мы каждый год ждем этот замечательный фестиваль, — отметила в разговоре с „БИЗНЕС Online“ зрительница, представившаяся Гульнуз. — Приходим сюда послушать настоящую музыку. Сейчас классику нечасто транслируют по ТВ, а форум позволяет услышать ее вживую всем желающим и приобщает молодежь к качественной музыке. Спасибо Борису за то, что он выбрал наш город. Здесь люди действительно ценят хорошую музыку. Помню, на одном из концертов хлынул дождь, но никто не ушел».

В день открытия «Летних вечеров – 2022» тоже не обошлось без осадков, но вчера с погодой повезло, а потому укрепилось желание приобщиться к прекрасному. На трибунах в отдалении сцены хватало свободных мест, поскольку люди старались расположиться на приставных стульях и походных ковриках поближе к артистам. Менее фанатичные меломаны совмещали приятное с полезным, выгуливая под вечную классику детей, а то и собак.

Часть молодежи и вовсе пришла просветиться «за компанию». «Мои родители ходят на концерты фестиваля, и мы с друзьями решили присоединиться, — сказал нашему корреспонденту зритель Даниил. —  Обычно классику я слушаю фоном на праздниках, но, думаю, вживую это будет приятнее».

На трибунах в отдалении сцены хватало свободных мест, поскольку люди старались расположиться на приставных стульях и походных ковриках поближе к артистам
На трибунах в отдалении сцены хватало свободных мест, поскольку люди старались расположиться на приставных стульях и походных ковриках поближе к артистам

Пляшущие жеребцы и плачущая виолончель

Начали вечер как раз с махровой классики. Графичная оркестровая фреска Фрица Крейслера в аутентично-сдержанной трактовке Камерного оркестра Игоря Лермана с трудом вписалась в свободную, расслабленную атмосферу торжества. Ее встретили лишь вежливыми аплодисментами. Гораздо больше зрителю «зашли» популярные фрагменты григовского «Пера Гюнта» — «В пещере горного короля» с ее пышущим драйвом, броскими аккордами-возгласами и игривыми пиццикато и «Танец Анитры» в сопровождении наездниц конно-спортивной школы «Кентавр». Все внимание, конечно, досталось гнедым. Породистые скакуны вышагивали по полю стройными шеренгами, а в тон восточному узору мелодии выстукивали причудливые финты.

Полностью сконцентрироваться на музыкальной составляющей мешало несовершенство акустики, но это неизбежные проблемы для формата open air. В частности, на импровизированной сцене с пейзажами заповедника не прослушивалось вокальное слово. Текст тонул и растворялся в воздухе даже у Яны Иваниловой — солистки с сочным, грудным тембром, исполнившей песню Сольвейг из «Пера Гюнта» и романс Петра Чайковского «Кабы знала я».

Среди инструменталистов акустический дисбаланс лучше всех сумел преодолеть Александр Князев. Сначала именитый виолончелист усладил публику вариациями «Кол Нидрей» Макса Бруха на темы религиозных еврейских песен. Плачущие экспрессивные «вздохи», долетевшие до самых отдаленных трибун, оттеняли грозные речитативы оркестра. А в арии Дегнары из кантаты Георга Фридриха Генделя Te Deum Князев продемонстрировал ирреальное пианиссимо, почти невозможное для формата open air. «Мне нравится приятная, дружеская, летняя атмосфера фестиваля, — рассказал „БИЗНЕС Online“ виолончелист. — Здесь всегда много людей и необычных программ, а кроме музыки, звучат прекрасные стихи. Привлекает меня и личность Марины Цветаевой, можно было назвать фестиваль ее именем».

Дань великой поэтессе отдал поэт и режиссер Влад Маленко, посвятивший Цветаевой стихотворный цикл
Дань великой поэтессе отдал поэт и режиссер Влад Маленко, посвятивший Цветаевой стихотворный цикл

Цветаева-кукушка и новый Happy Birthday

Дань великой поэтессе отдал поэт и режиссер Влад Маленко, посвятивший Цветаевой стихотворный цикл. Автор сравнил ее с кукушкой, летящей против часовой стрелки. Стихи самой Марины Ивановны прозвучали в лирической песне Маленко на ее слова. Меланхоличные переборы гитарных струн привнесли в формат камерность и элемент доверительной беседы со зрителем.

Супруга Березовского Эллина Пак и Олег Аккуратов, знакомый широкой публике по культовому шоу «Голос», перенесли зрителей в концертный зал. Сонатину Шуберта №2 для скрипки и фортепиано артисты исполнили официально-торжественно, сверкая бисерной техникой. Удививший академизмом Аккуратов эффектно перевоплотился в «джазовом антракте», где выступил со своим трио. Одну из сибирских трудностей артист сумел преобразить в пьесе-посвящении Дарье Филиппенко. Пьесу на тему Happy Birthday to You он наполнил фирменным рубато, острыми синкопами, пряными гармониями и пассажами-импровизациями.

Удививший академизмом Олег Аккуратов эффектно перевоплотился в «джазовом антракте», где выступил со своим трио
Удививший академизмом Олег Аккуратов эффектно перевоплотился в «джазовом антракте», где выступил со своим трио

В ближайших планах форума — познакомить елабужан с новыми артистами и произведениями. Для выполнения этой задачи Березовский выбрал своих друзей —  Юрия Мартынова, Андрея Коробейникова, Евгения Стародубцева. «Как серьезные музыканты, они берут на себя самую неблагодарную роль — играть неизвестную классику, которую артисты боятся исполнять даже в концертных залах. Некоторые сочинения Шимановского, Энеску и других авторов даже махровая классическая публика не очень любит и не понимает. Но в небольших дозах они необходимы для фестиваля, чтобы не превращать его в попсу. Уверен, что мои друзья справятся. Когда человек играет что-то сложное, но с убеждением и любовью, зритель это принимает хорошо», — отмечает Березовский.

Форум на Шишкинских прудах продлится до 17 июля включительно, объединив в себе авторский концерт Маленко, вручение XI литературной премии им. Цветаевой, концерты «Музыкальные картины» и Gala-folk-fest.

Анастасия Попова

Фото: пресс-служба фестиваля «Летние вечера в Елабуге»