Само выражение "сенная девушка", или "сенная девка" ( в XVIII-XIX веках слово "девка" не имело грубого оттенка), произошло от слова "сени". Сени или сенцы - это помещение, отделявшее светлицу (жилую часть дома) от крыльца. Чаще всего сени были неотапливаемыми, однако, из-за того, что само назначение сеней - сохранять в доме нагретый печами воздух, в них было относительно тепло.
И вот в этом-то помещении и обитали сенные девушки - господская прислуга, выполнявшая все поручения барина или барыни. Чаще всего сенными становились молодые, незамужние крестьянки.
Постоянное нахождение в доме помещика, на господских глазах, имело как свои плюсы, так и минусы. Сенным девушкам не приходилось работать в поле, заниматься тяжелым крестьянским трудом. Помещики, как правило, вставали довольно поздно, и сенные девушки постепенно перенимали образ жизни бар. Однако, именно домашняя прислуга становилась первой жертвой самоуправства помещика, и косы сенных девушек часто трещали под рукой находящегося в дурном расположении духа господина.
Зато, когда барин был в добром здравии и прекрасном настроении, сенным девушкам перепадали от щедрот какие-то вкусности, а то и ситцевый платочек.
В конечном итоге, все зависело от того, какому барину принадлежали крестьянки. Если доброму, то и жизнь их была более-менее благополучной. Но вот если в хозяевах самодур или самодура - не приведи Господь! Сколько пакостей, граничащих с откровенным садизмом, вытерпели от помещиков сенные девушки - не счесть. Достаточно вспомнить хотя бы мать писателя И.С. Тургенева, Варвару Петровну, вымещавшую на крестьянках злобу за свою неудачную личную жизнь. А ведь были еще и Салтычиха, и Николай Струйский, и Лев Измайлов... Хватало, хватало в империи злобных помещиков, наслаждавшихся своею полной властью над абсолютно бесправными крестьянами.
Обязанности сенных девушек
Сенные девушки должны были прислуживать господину, его семье и гостям. Служба начиналась в тот же момент, как "благородный человек" входил в сени. Девушки бросались к помещику, помогали снять шубу, непрестанно кланяясь. Дальнейшие поручения зависели от поручения барина. Он мог поручить почистить одежду, помочь надеть домашнее, принести чай с малиной, расчесать волосы, принести воду для умывания и т.д. Спектр поручений был практически не ограничен. Например, сенным девушкам часто поручали чесать барыне пятки, чтобы та скорее уснула.
Девушки ухаживают за барыней перед сном. Старинная литография.
Опять же, обязанности прислуги зависели от благородства и порядочности хозяина. У "доброго" барина и поручения не выходили за рамки человечности. Другое дело, если помещик был самодуром: несчастным девушкам приходилось исполнять все приказы, рожденные нездоровой фантазией господина.
Причем здесь сено?
Весьма распространенным является ошибочное представление, что словосочетание "сенная девушка" связано со словом "сено". Однако, в плане исторической точности никакой ошибки нет. Помещики, и правда, зачастую "приглашали" сенных девушек на сеновал. Ситуация, когда крестьянка рожала от барина, была вполне обыденной.
Постепенно выражение "сенная девушка" стало часто использоваться в негативном ключе и практически равняться слову "гулящая". Однако, такое использование выражения представляется несправедливым по отношению к крестьянкам, которые были полностью подневольны барину и никак не могли противостоять помещику.
Николай Касаткин "Крепостная актриса в опале", 1910 год.
Телесные наказания в отношении сенных девушек использовались чрезвычайно широко. За любую провинность несчастные получали тычки и затрещины, а порой и отправлялись на конюшню для наказания кнутом.
Еще одной неприятностью в жизни сенных девушек была зависть со стороны крестьян, не имевших доступа в барский дом. Те считали прислугу бездельницами, белоручками, которые знать не знают, что такой тяжкий труд на земле. Иной раз девушку могли и поколотить.
В целом, жизнь обитательниц барских сеней была темна и беспросветна. Бесправные, бессловесные, забитые женщины. А ведь это были труженицы, крестьянки, соль земли русской, становой ее хребет...