Найти тему
Кириллица

Зачем Александр Невский пятикратно ездил в Орду

Согласно русским источникам, князь Александр Ярославич по прозвищу Невский за своё короткое княжение пять раз побывал в Орде. Или четыре, как считает большинство историков.

Отец Александра в Орде

В 1243 году отец Александра, великий князь Ярослав Всеволодич, был вызван в Сарай на берегу Волги Батыем, ханом улуса Джучи. Батый утвердил Ярослава великим князем на тронах Киева и Владимира и назначил его старшим над всеми русскими князьями. Однако в 1245 году Батый вторично потребовал к себе Ярослава. В Сарае хан передал Ярославу, что его требует к себе великий хан в Каракоруме. Ярослав двинулся в далёкий путь, из которого ему не было суждено вернуться.

Известие летописи о мотивах поездки Ярослава в Каракорум сомнительно, так как в это время там не было великого хана. Целых пять лет монголы не могли согласиться между собой о выборе преемника на место Удэгэя. Всё это время фактически царствовала Дорогене, его вдова. Батый сам не ехал в Каракорум на курултай, так как не желал участвовать в возведении на трон своего врага Гуюка, сына Удэгэя и Дорогене. Возможно, что Ярослава восприняли в Каракоруме как подосланного агента Батыя, хотя, может быть, Батый советовал ему лично предстать перед новым великим ханом дабы упрочить своё положение старшего среди русских князей.

Как бы то ни было, Ярослав во время пребывания в Каракоруме стал свидетелем избрания и воцарения Гуюка, а потом его тайно отравили по приказу ханши. Любопытно, однако, что версию об отравлении Ярослава сообщил Плано Карпини, посол Римского папы к великому хану, а русские летописи говорят только о смерти великого князя на чужбине в 1246 году.
Русские летописи ничего не сообщают о том, сопровождал ли Александр своего отца в этих поездках в Орду, но называют имена некоторых его братьев.

Первая поездка

После смерти Ярослава Александр был вынужден поехать к Батыю. Большинство летописей сообщает, что это произошло в 1247 году, а Новгородская Первая летопись указывает на 1246 год. Возвратился Александр только в 1249-м, а по Новгородской Первой летописи – возможно даже в 1250 году. Даты не всегда можно точно согласовать из-за особенностей древнерусского календаря (мартовское или сентябрьское начало нового года). Александр и его брат Андрей так долго ездили потому, что Батый и их отправил в Каракорум. Здесь опять неувязка: между Батыем и Гуюком шла междоусобная война, закончившаяся в 1248 году внезапной (возможно, насильственной) смертью Гуюка.

Не очень понятно, где ханы, находившиеся в это время в походах, могли принимать русских князей, как сами князья могли безопасно перемещаться по Монгольской империи в условиях междоусобной войны; наконец, какой «великий хан» мог в 1248 или 1249 году почтить Андрея ярлыком на владимирское княжение, а Александра – ярлыком на киевское и новгородское княжения, если никакого великого хана в то время ещё не было. Преемник Гуюка – Мунге – был избран на престол только в 1251 году.

Вторая поездка

В 1251/52 году Александр, недовольный тем, что его брат Андрей получил Владимирское княжество, снова поехал в Орду, но на этот раз только в ближнюю, в Сарай. Летописи называют в это время ханом данного улуса Сартака. Это сын Батыя, хотя Батый прожил ещё несколько лет. Вероятно, он был уже стар, и Сартак уже правил фактически вместо него.

Поездка Александра обернулась карательным походом монгольского войска (Неврюева рать) против Андрея и возглавляемого им Владимиро-Суздальского княжества. Андрей бежал, а Неврюй именем хана посадил на владимирском престоле Александра Невского. Большинство российских историков отвергают мысль, что татары действовали по навету Александра Невского на собственного брата, хотя такие историки, как Василий Татищев и Дмитрий Иловайский, считали это весьма вероятным.

Третья и четвёртая поездки, или всё-таки одна

В 1257/58 году Александр вместе с некоторыми своими братьями ездил в Орду, чтить, как сказано в летописях, Улагчи, а в следующем году ещё раз ездили туда же, с той же целью. Улагчи был преемником и сыном (или братом) Сартака на троне хана улуса Джучи. Впрочем, согласно нерусским источникам, он умер ещё в 1257 году, и на его трон взошёл его дядя Берке, один из сыновей Джучи.

Большинство историков считает эту поездку за одну. И, таким образом, получается, что Александр ездил в Орду всего только четыре раза. Возможно, что летописец что-то напутал. Однако проще простого предположить, что князья ездили сначала выразить покорность Улагчи, а затем Берке – ханы улуса Джучи сменяли в это время друг друга очень быстро. Лаврентьевская летопись, сообщая о двух поездках князей в эти два года, всякий раз называет разный состав «княжеских делегаций», сопровождавших Александра.

Следует ещё отметить, что эти поездки совпали с первой переписью русского населения татарами для сбора дани, и результатом очередного визита Невского в Сарай стал приход в непокорный Новгород карательного татарского отряда во главе с самим князем.

Последняя поездка

В 1262 году Александр в пятый и последний раз поехал в Сарай. Софийская Первая летопись (как пишет историк В. Л. Егоров) сообщает, что князь поехал умолять хана Берке, чтобы не мстил жителям Ростовской земли за убийство татарских баскаков, а также, чтобы не выводил русских людей на войну со своим соперником – монгольским ханом Персии Хулагу. Цель поездки была, таким образом, достигнута, но немолодой по тем временам (уже за сорок) Александр, проведя зиму в волжских степях, разболелся и на обратном пути оттуда умер 14 ноября 1263 года, не доехав до Владимира, в Городце (Волжском или Мещерском – неизвестно).

Всё ли точно сообщили летописцы

Итак, Александр Невский пять раз посетил Орду, уже будучи великим князем. При этом он мог участвовать и в первой поездке туда своего отца – в 1243 году имя Александра не фигурирует в источниках в связи с событиями на Руси (тогда как в 1245 году он участвовал в битве с Литвою). Из пяти поездок четыре ограничились Сараем и только одна (потому самая продолжительная) была предпринята в далёкие центральноазиатские степи, в Каракорум.

Эта поездка вызывает больше всего вопросов неясностью условий, в которых были вынуждены находиться выехавшие князья в связи со смутой в Монгольской империи. Скорее всего, летописцы чего-то недоговаривают, а может быть и сами были не обо всём осведомлены. Так, например, по переписке Римского папы Иннокентия IV в 1248 году с Александром ясно, что первое письмо папы дошло до князя, и тот на него ответил в том же году. Хотя, согласно летописной легенде, Александр в это время находился на пути в глубины Азии, и письма туда и оттуда не могли дойти так быстро.

Лев Гумилёв утверждал ещё, что во время поездки в 1251/52 году в Сарай Александр Невский совершил обряд побратимства с сыном и соправителем Батыя – ханом Сартаком. Это фантазия, не основанная ни на каких достоверных фактах, отмечает историк Р. А. Соколов. Однако он же не исключает возможности такого акта и вообще побратимства между русскими и монгольскими князьями, учитывая, что последние в ряде случаев принимали христианство.