Чем дальше от времени кончины Советского Союза, тем больше понимания, что вместе с ним канули в Лету традиции, казавшиеся такими привычными. Сегодня о них невозможно вспомнить без содрогания: неужели мы так жили?
Конечно, так можно сказать не про все традиции, но большинство из них непонятны новым поколениям – они не только живут по-другому, но и думают иначе. Как им объяснить, что в СССР не было туалетной бумаги и граждане ядерной державы вместо нее использовали газеты? А как рассказать про отсутствие женских прокладок? Или про то, что количество надоев в Красноярском крае или на Кубани корректировали в отделе сельского хозяйства ЦК КПСС в Москве? Или о том, что советские дети видели мандарины и апельсины только в Новый год?
Что-то растворилось во времени само по себе, что-то ушло вместе с коммунистической идеологией, а какие-то традиции попросту забыты, как будто их и не было.
Например, в советское время все молодожёны после ЗАГСа ехали к Могиле Неизвестного солдата и возлагали цветы к Вечному огню. Никакой КГБ за соблюдением этого неписанного правила не следил. Райкомы партии и комсомола не проверяли молодожёнов. Так было принято. Такая была традиция. В девяностые она пропала. Современная молодёжь не понимает её, считает, что есть более интересные локации, как она говорит, для красивой свадебной фотосессии.
Она сегодня очень удивится, если ей рассказать, что их папы и мамы свадьбы отмечали в квартирах. В жалкие хрущёвские клетушки набивались родственники, друзья, коллеги. Никаких конкурсов, слизанных из американских фильмов, никаких тупых шуток ведущих. Все угощения были домашними. Было совсем привычным делом, если вся свадьба выходила на улицу и плясала под гармошку. Кстати, часто бывало, что парни переодевались в шутку в женские платья, и никто не видел в этом никакой пропаганды.
Также в домашних условиях прощались с покойными. Тело привозили из морга в квартиру, там оно ждало дня похорон. У дверей подъездов – вот ещё была традиция! – выставлялись крышки гробов. Вероятно, это было отголоском деревенского сознания, ведь в шестидесятые-семидесятые многие горожане были таковыми в первом поколении.
Примечательно, что квартиры, небольшие и не очень уютные, были центром жизни. Советские люди отмечали в них все праздники, и было совсем привычным делом приглашать друзей или коллег в гости. В рестораны тогда мало кто мог позволить себе ходить, а к тем, кто их посещал, относились подозрительно, так как многим это казалось лишней тратой денег. Причем, обеды для гостей часто сопровождались танцами или хоровым пением. Сложно представить, чтобы современная молодёжь пела хором песни или просто устраивала дома танцы, для этого они предпочитают бары и клубы. Как впрочем, и старшее поколение – одноклассники, одногруппники, да просто друзья предпочитают собираться теперь в кафе.
Ещё одна традиция, ушедшая в прошлое, связана с ремонтом жилья. В советское время не было обойного клея, да и сами обои были страшным дефицитом, как и другие строительные материалы или краски. Где-то что-то достав «по блату», выстояв за чем-то очереди, советский гражданин был счастлив наклеить те обои, которые ему посчастливилось приобрести, покрасить той краской, которую «выбросили».
О кухонных гарнитурах он мог только мечтать. Они, как и пресловутые «стенки», продавались по записи. В девяностые все изменилось: если ремонт, то только «евро». Обилие стройматериалов, выбор обоев, возможность заказать любую мебель поменяли вкусы и традиции советского человека. Стало нормой приглашать дизайнеров, делать перепланировки квартир, заказывать по каталогам плитку для ванной комнаты или сантехнику. Сегодня сложно представить, что ремонт можно делать иначе.