Лучший исследователь творчества Михаила Врубеля, Николай Тарабукин писал: «Контуров, которыми обычно художники ограничивают пределы формы, на самом деле не существует — это только оптический обман, происходящий от взаимодействия лучей, падающих на предмет и отраженных от его поверхности под разными углами».
Это написано о природе врубелевского рисунка и сути его оптической системы.
Врубель не рисует контур, он касательными штрихами обтесывает объем. Это рисунок скорее скульптора, чем живописца, и показатель мышления художника с невероятной пластической свободой.
Рисунки Врубеля могут служить иллюстрациями к теории о линейной природе распространения света. Поэтически близкая оптика появится у Пастернака: «Перегородок тонкоребрость пройду насквозь, пройду как свет. Пройду как образ входит в образ, и как предмет сечет предмет».
Представьте себе художника, который не видит контура стула или профиль человека. И рисует их по собственным, кажущимся ему, естественными и объективными, правилам. Неудивительно, что Врубель однажды посмотрел на набросок блестящего рисовальщика Репина и сказал ему: «А рисовать-то Вы не умеете». Репин смутился и ответил: «Что ж, очень может быть».
.