Уэйн Че Ип никогда не забудет прогулки по Нуменору. Режиссер был одним из многих творческих людей, которые помогли воссоздать легендарный остров Толкина, ключевое место во «Властелине колец: Кольца власти». Богатое человеческое королевство никогда прежде не показывалось на экране, и Ип вместе с шоураннерами Джей Ди Пейном и Патриком Маккеем тесно сотрудничали с художником-постановщиком Рэмси Эйвери, чтобы набросать каждый уголок прибрежной столицы. Но только когда Ип ступил на съемочную площадку, он осознал весь масштаб и детализацию острова: съемочная группа, по сути, построила целый приморский город с нуля, камень за камнем. Когда он бродил по узким улочкам и мимо корабля, пришвартованного в гавани, он действительно чувствовал себя перенесенным в Средиземье.
«Быть на съемочной площадке было просто захватывающе, — делится Ип. — Мы были там в течение нескольких недель, но каждый день я замечал новую деталь, которую никогда раньше не видел, например, надпись, выгравированная на обветренном камне, или маленькое святилище. Целая стена была сделана из устричных раковин. На каждом углу, за который бы вы ни повернули, было так много историй».
Именно эти истории — и этот уровень навязчивой детализации — лежит в основе «Колец власти», новой обширной эпопеи Amazon Prime Video (которая выйдет 2 сентября). Это не только амбициозная новая глава в одной из самых любимых франшиз всех времен, но и неопределенный поворот, дорогая новая сага, которая надеется покорить фэнтези-телевидение. С заявленной ценой, значительно превышающей 1 миллиард долларов, «Кольца власти» могут стать самым дорогим телесериалом из когда-либо созданных. Что еще более важно, сериал находится под пристальным вниманием миллионов поклонников, все из которых провели последние несколько десятилетий, изучая произведения Толкина (или пересматривая любимую кинотрилогию Питера Джексона).
Именно благодаря этому преданному фандому Пейн и Маккей обдумывали каждую мельчайшую деталь «Колец власти» — вплоть до каждого камня в Нуменоре.
«Это было тем местом, где мы полностью сфокусировались, говоря себе: «Нам нужно сделать все правильно, — объясняет Пейн. — Его никогда раньше не видели. У людей есть некоторые представления о том, как выглядят эльфы или гномы, и как могут выглядеть эти королевства. Но Нуменор был в некотором смысле чистым холстом».
Толкин описывает Нуменор как величайшую человеческую цивилизацию в истории Средиземья, маяк знаний и культуры, повлиявший на остальной мир. Однако высокомерие и амбиции разлагают королевство изнутри, и остров в конечном итоге разрушается, погружаясь в океан, как Средиземная версия Атлантиды. В некотором смысле историю Нуменора можно рассматривать как поучительную историю для самого сериала. Если «Кольца власти» добьются успеха, они могут подняться до беспрецедентных высот, оставив наследие, которое просуществует долгие годы. Если он потерпит неудачу, он потонет как обреченный остров, которому суждено погрузиться под волны.
«Кольца власти» — это не прямая адаптация существующего романа Толкина. Вместо этого он вдохновлен обширными заметками автора, опубликованными в приложениях к «Властелину колец». После того, как в 2018 году Amazon закрыла многомиллионную сделку с поместьем Толкина, гигант потокового вещания начал запрашивать предложения у разных создателей. Победителями стали Пейн и Маккей, два малоизвестных писателя, чьей самой важной работой на тот момент была не указанная в титрах работа над франшизой «Звездный путь».
«У нас не было резюме, которое могло бы заставить руководителя студии подумать, что мы подходили бы для этого, — признается Маккей. — Мы пошли на это, по сути, говоря: «Что ж, давайте мы постараемся изо всех сил, и посмотрим, что из этого выйдет».
Несмотря на свою относительную неопытность, Пейн и Маккей всю жизнь были фанатами Толкина, и их презентация была сосредоточена на истории, которую они сами всегда хотели увидеть на экране: Второй Эпохе.
«Мы не были заинтересованы в том, чтобы делать сериал о чуть более молодой версии того же мира, который вы уже знали, снимать что-то вроде приквела, — объясняет Маккей. — Мы хотели отправиться в прошлое и найти историю, которая могла бы существовать сама по себе. Это была история, которая, как нам казалось, не была рассказана на том уровне, в масштабе и с той глубиной, которых, по нашему мнению, она заслуживала».
События Второй эпохи происходят за тысячи лет до рождения Бильбо или Фродо Бэггинса, но эта эпоха включает в себя некоторые из самых значительных событий Средиземья, от ковки Колец до восстания злодея Саурона. Эпоха начинается в мирное время, но напряжение таится по всей земле. Эльфы основали великое королевство Линдон, но некоторые опасаются, что зло возвращается в Средиземье. Тем временем гномы находятся на пике своего могущества, живя на широкую ногу в подземном царстве Казад-Дум.
Островом Нуменор управляет королева-регент Мириэль (Синтия Аддай-Робинсон), и этот, казалось бы, идиллический рай сталкивается с собственной напряженностью. Нуменорские королевские особы — люди, но в них течет эльфийская кровь, и в течение многих лет они дружили со своими бессмертными собратьями. Однако со временем появляется раскол, поскольку одни жители продолжают быть верными эльфам и богоподобным валар, в то время как другие размышляют о более современном, независимом будущем (и все больше боятся собственной смертности).
Шоураннеры отмечают, что Толкин никогда не хотел, чтобы его истории напрямую перекликались с политикой реального мира, и они думают так же о «Кольцах власти». Тем не менее, отмечает Пейн, есть что-то очень близкое — и своевременное — в тревогах и политических разногласиях, разрушающих этот вымышленный остров.
«Мы хотели, чтобы [Кольца власти] отражали основные моменты истории [Толкина] о дружбе, добре и зле, — говорит Ип. — Одна из идей такова: как далеко во тьму вы готовы зайти, чтобы поступить правильно?»
В центре Нуменора находится королевская особа Мириэль, которая размышляет о том, как направить любимый дом в будущее.
«Когда дело доходит до роли персонажа, занимающего такое высокое положение, я не могу сказать, что обязательно понимаю, что значит быть королевой, — со смехом говорит Аддай-Робинсон. — Но я думаю, что в этом есть что-то общее с ощущением изоляции и с тем, как вы беретесь за вещи, которые никто другой не может понять».
Мириэль помогает ее близкий советник Фаразон, которого играет Тристан Гравель. (Без спойлеров, потому что читатели Толкина знают его как одного из главных участников возможного падения Нуменора.) Его сына Кемена играет Леон Уэхэм.
«Когда вы видите декорации Нуменора, кажется, что вы проходите сквозь разум [Фаразона], — делится впечатлениями Гравель. — Когда вы видите эти эпические статуи и эту прекрасную каменную кладку, вы проходите через разум человека, обремененного собственной смертностью и очень обеспокоенного тем, какое наследие он оставит после себя».
К счастью, у Нуменора также есть многообещающие союзники, такие как мореплаватель Элендил (Ллойд Оуэн) и его сын Исилдур (Максим Болдри). Молодой Исилдур — прямой предок Арагорна, и фанаты знают, что он вырастет, чтобы сразиться с Сауроном, срезав кольцо с руки врага. Но пока он просто молодой моряк, пытающийся найти свое место в Средиземье.
«Ты знаешь, куда он идет, но как он туда попадает? — рассуждает Болдри. — Вот что интересно в этом сериале: вы видите Исильдура молодым человеком на распутье».
Аддай-Робинсон, Гравель, Оуэн и Болдри — все они играют персонажей, которые занимают важную роль в произведениях Толкина, но актеры предупреждают, что, хотя вы можете знать, чем заканчивается их история, путешествие может преподнести сюрпризы.
«Да, на пути есть указатели, — объясняет Оуэн, приводя своего царственного моряка в качестве яркого примера. — В конечном счете, те из нас, кто знаком с преданиями, знают, что Элендил в конечном итоге станет одним из лидеров Последнего союза эльфов и людей. Но как он туда попадает? Толкин не описал его во всех проекциях, и это подарок для данного сериала».
Одним из новых персонажей является сестра Исилдура — Эариэн, которую играет Эма Хорват. Эта яркая и амбициозная молодая женщина, придуманная для сериала, мечтает стать архитектором. Хорват описывает, что она «на этапе становления женщиной», добавляя, что «она все еще довольно неуверенна и наивна в отношении того, как устроен мир».
Толкин писал, что у Элендиля было два сына: Исилдур и Анарион. (В начале «Колец власти» Анарион находится за кадром). Когда дело дошло до изобретения новых деталей, таких как Эариэн, Маккей и Пейн говорят, что они со сценаристами подошли к задаче почти как историки, внимательно изучая работу Толкина, чтобы «раскопать» детали и общие нити, которые они могли бы сплести в более крупное повествование. Для фанатов, обеспокоенных противоречивым каноном, Маккей и Пейн указывают на одно из опубликованных писем Толкина, где он писал о том, что хочет, чтобы «другие умы и руки» создавали искусство в его Легендариуме.
«Мы чувствуем, что принимаем вызов, который он сам бросил, — добавляет Пейн. — Он дал нам то, что мы любим называть звездами на небе, которые мы должны соединить и нарисовать созвездие».
Разнообразие актерского состава также было тщательно изучено. Впервые Средиземье будет населено несколькими цветными актерами, в том числе теми, кто играет гномов, эльфов и многих других. Это решение было ключевым для сериала с самого начала, и Аддай-Робинсон говорит, что жаловаться на это разнообразие было бы противоречием самому духу исходного материала. «[Толкин] исследует множество тем, но одна из них — это идея о том, что люди разных национальностей, происхождения и образа жизни объединяются для общего дела, — говорит она. — Лично я как зритель, ожидаю, что сериал будет отражать и реальный мир, и мир, которого я пытаюсь достичь».
За кадром актеры быстро сблизились, объединенные сверхсекретной съемкой и изоляцией в Новой Зеландии в разгар пандемии. (У нуменорских актеров до сих пор есть групповой чат «Только для нуменорцев» в WhatsApp. И вначале Болдри и Хорват немного сближали брата и сестру, занимаясь вместе банджинг-джампингом (прыгание с высоты на тросе, обычно с моста над рекой) и зиплайном (спуск с использованием сил гравитации по стальному канату, натянутому горизонтально). Но и актеры, и съемочная группа прекрасно осознают, что их дни относительной анонимности скоро прекратятся — хотя Пейн и Маккей признают, что они еще не полностью осознали тот факт, что премьера «Колец власти» наконец-то не за горами.
Тем не менее, оба автора надеются, что зрители примут и полюбят Вторую Эпоху так же сильно, как и они сами. По их словам, их целью было создать сериал, который понравится как ярым фанатам, которые могут заказать утренний кофе на эльфийском, так и новичкам, которые «даже не знают, что такое кольцо».
«Это должно быть похоже на то, что вы чувствуете, когда находитесь в Средиземье, — объясняет Маккей. — Это должно увлечь вас и заставить влюбиться так же, как вы влюбились в книги».
«Когда люди чувствуют, что они как будто попали в Средиземье, — это нечто особенное, — добавляет Пейн. — Средиземье наполняет нас надеждой и вдохновляет. Есть причина, по которой люди убегают в Средиземье, когда переживают трудные времена».
Как выразился сам Толкин, они ходят по острию ножа. Но даже сейчас остается надежда: Amazon недавно показал около 20 минут шоу для группы суперфанатов Толкина. Когда Пейн и Маккей спрятались сзади, они услышали, как один из зрителей сказал, что шоу «было похоже на Средиземье».
«Когда он сказал это, я был удивлен своей собственной реакцией, — смеется Пейн. — Я спонтанно расплакался. Я подумал: «Это все, чего я хотел!»
Возможно, Гэндальф был прав: не все слезы — зло.
Перевод: Tolkienists.Ru