Иногда из детских познавательных книг узнаю то, о чём никогда и не знала. Это, наверное, свидетельствует о том, что я не слишком эрудированный человек. Но и подсказывает, что в детских книгах скрыто много любопытного для читателя любого возраста. Как, например, в сборниках немецких авторов Уллы Штойернагель и Ульриха Янссена, которые называются "Детский университет". Расскажу о второй части этого цикла, и напомню, что всего вышло три книги.
Сборники "Детский университет" родились из общественной инициативы. В университете города Тюбингена проводились открытые лекции для школьников, при этом темы задавали сами школьники, а лекции читали университетские профессора. Из опыта этих лекций и родилась книга - научные журналисты, авторы книги, собрали вопросы у детей, написали совместно с преподавателями Тюбингенского университета главы, сопроводили их примечаниями и разъяснениями и объединили в сборники. На русский язык перевели три таких сборника, думаю, что основная аудитория этих книг - это читатели 9-12 лет.
В каждой книге несколько глав, по сути коротких научно-популярных статей, рассказывающих о проблемах из разных областей знаний, от палеонтологии до педагогики. Названия глав - это вопросы, например, "Почему на свете есть богатые и бедные?" Читать можно с начала до конца или в любом порядке. Я начала читать с конца, ведь именно там оказалась самая интересная глава: "Почему школа скучная?"
Оказалось, что авторы не отвечают на этот вопрос напрямую, а рассказывают о множестве вещей: откуда взялись школы, что особенного в школах разных стран, зачем ходить в школу, какова ситуация с наказаниями и оценками (и тут они подробно останавливаются на истории телесных наказаний, которые практиковались в школах в прошлом), как отличить "хорошую" школу от "плохой" (тут мы узнаем немного от тестировании PISA и других системах оценки эффективности образования) и как быть с тем, что школьная программа бесконечно далека от тех навыков, которые пригодятся ученикам в практической жизни.
Мне понравилась логика авторов, текст понятный и занимательный, более-менее аргументированный, по крайней мере, в исторической части. Есть выноски, сноски, иллюстрации, получается книжка наукообразная и в то же время совсем не сложная, доступная для понимания не только умникам. Есть интересные важные наблюдения, например, о роли школы в появлении феномена детства как такового или короткий, буквально в двух абзацах, рассказ о том, как общественные изменения приводят к появлению сразу множества новых вещей, вроде тех же школ.
В то же время в тексте есть и свои минусы. Книжка немецкая, так что множество примеров там касаются Германии и понятны скорее тем, кто там живет (это касается и последнего раздела, который называется "университетский словарь", многие вещи, упомянутые там, характерны именно для немецких университетов и не встречаются у нас и во множестве других стран). Пример с Марией Антуанеттой, приведенный автором в разделе о появлении школы, некорректный, историкам давно известно, что не говорила она этой фразы про пирожные, это миф.
Дочитав до конца, я вернулась к началу книги. Первые страницы занимает введение, в котором говорится о Детском университете, его сути и функциях, а дальше разделы:
- "Почему вымерли динозавры?",
- "Почему вулканы извергают пламя?",
- "Почему есть богатые и бедные?",
- "Почему люди произошли от обезьян?",
- "Почему люди должны умирать?",
- "Почему мусульмане молятся на ковриках?"
- "Почему мы смеемся над шутками и анекдотами?"
Отмечу, что на самом деле главы книги не являются прямыми ответами на вопросы-заголовки, по сути, авторы сочинили краткие занимательные экскурсы в темы палеонтологии (и в главе про динозавров, конечно, будет про астероид и сложный комплекс других причин, повлекших за собой вымирание динозавров, но не только про это), вулканологии, поведенческой экономики, психологии и др. Стоит также отметить, что книга была написана почти 20 лет назад, и некоторые сведения уже устарели. Это не очень мешает: научный консультант русского издания сопроводил их дополнительными уточняющими сносками с указанием, к примеру, что теперь самый древний динозавр уже не тот, которого упоминают авторы, а другой, недавно обнаруженный и исследованный.
Что ещё следует добавить по поводу книги:
- авторы - научные журналисты, однако для каждой из глав они привлекали научного консультанта, одного из сотрудников Тюбингенского университета. Научный консультант представлен в начале каждой главы, в красной рамочке слева.
- самой интересной мне показалась глава о шутках и юморе. Авторы описывают, почему люди смеются, чем отличаются анекдоты в разных странах мира, чем старинные шутки отличаются от современных. Конечно, на эту тему ещё 500 страниц можно написать, но для такой короткой статьи, очень содержательно и интересно написано!
- в главе о происхождении человека авторы, конечно, не пишут напрямую, мол, люди произошли от обезьян, а пытаются более-менее доступно изложить современную синтетическую теорию эволюции, с ее тупиковыми ветвями и десятками других нюансов. Вот про денисовского человека там ничего нет, может быть потому что текст, как я уже упоминала выше, написан 15 лет назад (довольно старый, по нынешним научным меркам, когда каждый день что-то новое открывают).
- мне очень нравится оформление книги, иллюстрации замечательные!
#детский нон-фикшн #познавательная литература #научно-популярная литература #детские книги #книги для детей #читает_шафферт